Иван Крамской — выдающийся мастер реалистического портрета, один из организаторов и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок. Для его произведений характерны глубокий анализ, психологизм и правдивость. Шедеврами художника стали портреты писателя Льва Толстого, поэта Николая Некрасова, мецената Павла Третьякова. Он писал государственных деятелей, представителей царской семьи, родных и близких.
Важное место в творчестве художника занимают портреты крестьян. Однажды молодой мастер написал этюд с изображением старика. Сходство с моделью было очевидным, но натурщик стал критиковать изображение. «Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл», — сказал старик. Живописец спросил: «Как же душу-то рисовать?» Старик ответил, что это дело художника, а не его. Разговор произвел впечатление на молодого живописца. Интерес к внутреннему миру модели стал характерен для многих работ мастера.
Крестьянские портреты Крамской называл этюдами: художник планировал написать большое полотно на тему из жизни деревни — крестьянский сход. На этюдах он запечатлевал типажи для будущего произведения. В каждом персонаже Крамской стремился показать личность со своим характером и судьбой. Представленное на выставке полотно «Старик-крестьянин» входит в серию этих этюдов.
В облике старика проявляется его натура созерцателя. Художник создает величественный и благородный образ: он изображает старчески потухшие, но умные усталые глаза, покрытое морщинами лицо. Но оно не потеряло своей привлекательности и возвышенности, характерной для людей, проживших долгую и непростую жизнь. Старик представляется зрителю добрым человеком, который терпеливо переносит все невзгоды, выпавшие на его долю. В его задумчивых глазах — печаль, мудрость и жизненный опыт, он погружен в раздумья.
Крамской писал на этюдах крестьян задумчивых или насмешливых, сосредоточенных или настороженных, но всегда — значительных. Характер модели мастер передает с помощью позы, которую художник тщательно выбирает для портрета: он продумывал жесты рук, положение и поворот головы. Крамской считал одной из важнейших задач современного искусства создавать собирательных образов людей из народа.
Важное место в творчестве художника занимают портреты крестьян. Однажды молодой мастер написал этюд с изображением старика. Сходство с моделью было очевидным, но натурщик стал критиковать изображение. «Ты, может, то и нарисовал, а душу забыл», — сказал старик. Живописец спросил: «Как же душу-то рисовать?» Старик ответил, что это дело художника, а не его. Разговор произвел впечатление на молодого живописца. Интерес к внутреннему миру модели стал характерен для многих работ мастера.
Крестьянские портреты Крамской называл этюдами: художник планировал написать большое полотно на тему из жизни деревни — крестьянский сход. На этюдах он запечатлевал типажи для будущего произведения. В каждом персонаже Крамской стремился показать личность со своим характером и судьбой. Представленное на выставке полотно «Старик-крестьянин» входит в серию этих этюдов.
В облике старика проявляется его натура созерцателя. Художник создает величественный и благородный образ: он изображает старчески потухшие, но умные усталые глаза, покрытое морщинами лицо. Но оно не потеряло своей привлекательности и возвышенности, характерной для людей, проживших долгую и непростую жизнь. Старик представляется зрителю добрым человеком, который терпеливо переносит все невзгоды, выпавшие на его долю. В его задумчивых глазах — печаль, мудрость и жизненный опыт, он погружен в раздумья.
Крамской писал на этюдах крестьян задумчивых или насмешливых, сосредоточенных или настороженных, но всегда — значительных. Характер модели мастер передает с помощью позы, которую художник тщательно выбирает для портрета: он продумывал жесты рук, положение и поворот головы. Крамской считал одной из важнейших задач современного искусства создавать собирательных образов людей из народа.