В зале «Петербургский период творчества И.Н. Крамского» Острогожского музея, помимо рисунков, представлены и две живописные работы художника — «Натурщик с монетой» и «Натурщик, положивший руки на голову».
Высокий уровень мастерства академических работ — изображения натурщиков карандашом на бумаге и маслом на холсте — позволяет причислить их к произведениям изобразительного искусства. А для экспозиций музеев художественного направления эти работы представляют замечательную возможность воочию увидеть процесс становления профессионализма живописцев, формирования их индивидуальной манеры.
Представленная композиция, свойственная академическому рисунку, выполненная масляными красками, смотрится необычно. Система обучения Академии художеств была четко структурирована. Сначала осваивали простейшие элементы, геометрические фигуры, затем копировали детали головы и фигуры человека, далее шел класс гипсовых фигур — слепков с античных статуй. И только после успешного прохождения этого курса начиналось рисование с живой натуры.
Натурщиками в Академии художеств были только мужчины. Они жили в стенах Академии художеств, получали зарплату и казенное питание. Отношения натурщиков и художников были доверительными, о чем можно судить и по высказыванию художника Николая Ге: «Натурщик не слуга, он больше товарищ, приятель, даже друг». Имена некоторых натурщиков даже вошли в историю изобразительного искусства. А сами натурщики, видя воочию талант начинающих мастеров кисти и карандаша, нередко собирали собственную коллекцию рисунков. Примечательно, что женщины натурщицами не служили, обнаженную женскую натуру изучали преимущественно по античной скульптуре.
Крамской оставил больше, чем кто-либо, добросовестных учебных программных рисунков с натуры. Преподаватели и сокурсники отмечали их высокий технический и художественный уровень. В академических изображениях натурщиков не требовалось портретного сходства. Однако Иван Николаевич оставался верен своему творческому предпочтению — рисовал и писал лица натурщиков мастерски точно, передавая даже их настроение, личностные качества. Техника, использованная при написании «Натурщика, положившего руки на голову», свойственна портретам, которые в дальнейшем составили основу деятельности живописца.
Высокий уровень мастерства академических работ — изображения натурщиков карандашом на бумаге и маслом на холсте — позволяет причислить их к произведениям изобразительного искусства. А для экспозиций музеев художественного направления эти работы представляют замечательную возможность воочию увидеть процесс становления профессионализма живописцев, формирования их индивидуальной манеры.
Представленная композиция, свойственная академическому рисунку, выполненная масляными красками, смотрится необычно. Система обучения Академии художеств была четко структурирована. Сначала осваивали простейшие элементы, геометрические фигуры, затем копировали детали головы и фигуры человека, далее шел класс гипсовых фигур — слепков с античных статуй. И только после успешного прохождения этого курса начиналось рисование с живой натуры.
Натурщиками в Академии художеств были только мужчины. Они жили в стенах Академии художеств, получали зарплату и казенное питание. Отношения натурщиков и художников были доверительными, о чем можно судить и по высказыванию художника Николая Ге: «Натурщик не слуга, он больше товарищ, приятель, даже друг». Имена некоторых натурщиков даже вошли в историю изобразительного искусства. А сами натурщики, видя воочию талант начинающих мастеров кисти и карандаша, нередко собирали собственную коллекцию рисунков. Примечательно, что женщины натурщицами не служили, обнаженную женскую натуру изучали преимущественно по античной скульптуре.
Крамской оставил больше, чем кто-либо, добросовестных учебных программных рисунков с натуры. Преподаватели и сокурсники отмечали их высокий технический и художественный уровень. В академических изображениях натурщиков не требовалось портретного сходства. Однако Иван Николаевич оставался верен своему творческому предпочтению — рисовал и писал лица натурщиков мастерски точно, передавая даже их настроение, личностные качества. Техника, использованная при написании «Натурщика, положившего руки на голову», свойственна портретам, которые в дальнейшем составили основу деятельности живописца.