Отдел рисунка Острогожского историко-художественного музея формировался из разных источников на протяжении всего времени своего существования. В его основе академические рисунки русских художников второй половины XIX века, присланные авторами или их семьями в дар создававшейся (1907–1910 годы) галерее. Представленный рисунок «Голова Геры» был подарен музею семьей И.Н. Крамского в 1907 году.
Рисунки Ивана Николаевича Крамского демонстрируют прекрасную графическую технику, которую давала Императорская Академия художеств. Хорошо отлаженная система обучения развивала способности начинающих художников. Сначала ученики осваивали простейшие элементы, геометрические фигуры, а потом приступали к копированию деталей головы и фигуры человека с «оригиналов» — сравнительных таблиц и рисунков признанных мастеров. Затем следовал класс гипсовых фигур — слепков с античных статуй. В Академию художеств двадцатилетнего Крамского приняли в 1857 году благодаря рисунку «Голова Лаокоона», выполненному высококлассно и даже эмоционально.
Представленный рисунок с гипса «Голова Геры», выполненный в первый же год обучения в Академии, и сегодня поражает красотой и одухотворенностью. Этот образ отсылает нас к мифам Древней Греции, в которых главными обитателями Олимпа, сильнейшими его фигурами, были Зевс-громовержец и его жена, величественная красавица Гера. Она покровительствовала браку и охраняла святость и нерушимость брачных союзов, посылала супругам многочисленное потомство и благословляла мать во время рождения ребенка. Царица Олимпа повелевала, как и ее муж, громами и молниями, по ее слову темные дождевые тучи покрывали небо, мановением руки подымала она грозные бури. Все в природе славило Геру и Зевса.
Греческие статуи богов создавались скульпторами в IV–II веках до нашей эры, многие из них были переработаны римлянами в I–II веках нашей эры. Копии этих мраморных изваяний дошли до нас в разной сохранности, но копии, сделанные с большинства из них, в полной мере передают возвышенную красоту мифологических образов. Такие копии были замечательными образцами для рисовальной практики.
Рисунки Ивана Николаевича Крамского демонстрируют прекрасную графическую технику, которую давала Императорская Академия художеств. Хорошо отлаженная система обучения развивала способности начинающих художников. Сначала ученики осваивали простейшие элементы, геометрические фигуры, а потом приступали к копированию деталей головы и фигуры человека с «оригиналов» — сравнительных таблиц и рисунков признанных мастеров. Затем следовал класс гипсовых фигур — слепков с античных статуй. В Академию художеств двадцатилетнего Крамского приняли в 1857 году благодаря рисунку «Голова Лаокоона», выполненному высококлассно и даже эмоционально.
Представленный рисунок с гипса «Голова Геры», выполненный в первый же год обучения в Академии, и сегодня поражает красотой и одухотворенностью. Этот образ отсылает нас к мифам Древней Греции, в которых главными обитателями Олимпа, сильнейшими его фигурами, были Зевс-громовержец и его жена, величественная красавица Гера. Она покровительствовала браку и охраняла святость и нерушимость брачных союзов, посылала супругам многочисленное потомство и благословляла мать во время рождения ребенка. Царица Олимпа повелевала, как и ее муж, громами и молниями, по ее слову темные дождевые тучи покрывали небо, мановением руки подымала она грозные бури. Все в природе славило Геру и Зевса.
Греческие статуи богов создавались скульпторами в IV–II веках до нашей эры, многие из них были переработаны римлянами в I–II веках нашей эры. Копии этих мраморных изваяний дошли до нас в разной сохранности, но копии, сделанные с большинства из них, в полной мере передают возвышенную красоту мифологических образов. Такие копии были замечательными образцами для рисовальной практики.