Иван Крамской происходил из далекой от искусства семьи. Больших усилий ему стоило получить образование в Академии художеств — одном из самых престижных учебных заведений России. В наши дни Крамской известен как автор полотен «Неизвестная» и «Христос в пустыне».
Персона
Крамской Иван Николаевич
Годы жизни: 1837—1887
#3
#4
Студент Академии художеств в Петербурге
#5
Иван Крамской родился в городе Острогожске Воронежской губернии. С ранних лет его увлекало изобразительное искусство, он рисовал карандашами и акварелью. Отец Крамского служил делопроизводителем и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Иван поступил в Острогожское уездное училище, а по окончании учебы устроился писцом в местную думу.
В 15 лет Крамской уехал в Воронеж, где его приняли как подмастерье в артель иконописцев. Он растирал краски и помогал опытным художникам, но вскоре покинул артель и вернулся домой. Художник-самоучка Михаил Тулинов предложил ему ретушировать фотографии, и Крамской согласился. В XIX веке правка фото требовала художественных навыков, мастера использовали кисти, карандаши, тушь и краски. Но Крамскому работа давалась легко. Вскоре он переехал Петербург, где служил в фотоателье Андрея Деньера.
В столице Крамской осваивал академические дисциплины, чтобы подготовиться к поступлению в Императорскую Академию художеств. Он брал уроки рисования с гипсовых фигур. Его набросок головы Лаокоона, персонажа древнегреческой мифологии, оценил Совет Академии — и Крамского зачислили на курс к Алексею Маркову, мастеру исторических картин. Иван осваивал живопись, а также рисовал эскизы к росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Крамской получил две награды Академии — малые серебряную и золотую медали. Вместе с другими лучшими учениками его допустили до творческого конкурса на Большую золотую медаль, которая давала право на оплачиваемую поездку в Европу на шесть лет для совершенствования мастерства. Для конкурса совет Академии назначил тему из скандинавской мифологии —«Пир в Вальхалле». Но студенты хотели писать картины на темы, которые могли бы выбрать сами, а не сюжеты из мифологии и античной истории. 14 из 15 конкурсантов обратились в Совет с прошением об изменении правил, но их просьбы отклонили. Ученики демонстративно покинули экзамен и отказались от конкурса. Это событие вошло в историю русского искусства как«бунт четырнадцати».
В 15 лет Крамской уехал в Воронеж, где его приняли как подмастерье в артель иконописцев. Он растирал краски и помогал опытным художникам, но вскоре покинул артель и вернулся домой. Художник-самоучка Михаил Тулинов предложил ему ретушировать фотографии, и Крамской согласился. В XIX веке правка фото требовала художественных навыков, мастера использовали кисти, карандаши, тушь и краски. Но Крамскому работа давалась легко. Вскоре он переехал Петербург, где служил в фотоателье Андрея Деньера.
В столице Крамской осваивал академические дисциплины, чтобы подготовиться к поступлению в Императорскую Академию художеств. Он брал уроки рисования с гипсовых фигур. Его набросок головы Лаокоона, персонажа древнегреческой мифологии, оценил Совет Академии — и Крамского зачислили на курс к Алексею Маркову, мастеру исторических картин. Иван осваивал живопись, а также рисовал эскизы к росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Крамской получил две награды Академии — малые серебряную и золотую медали. Вместе с другими лучшими учениками его допустили до творческого конкурса на Большую золотую медаль, которая давала право на оплачиваемую поездку в Европу на шесть лет для совершенствования мастерства. Для конкурса совет Академии назначил тему из скандинавской мифологии —«Пир в Вальхалле». Но студенты хотели писать картины на темы, которые могли бы выбрать сами, а не сюжеты из мифологии и античной истории. 14 из 15 конкурсантов обратились в Совет с прошением об изменении правил, но их просьбы отклонили. Ученики демонстративно покинули экзамен и отказались от конкурса. Это событие вошло в историю русского искусства как«бунт четырнадцати».
#6
…В конце концов запаслись на всякий случай прошениями, гласящими, что «по домашним или там иным причинам я, такой-то, не могу продолжать курс в Академии и прошу Совет выдать мне диплом, соответствующий тем медалям, которыми я награжден,
— писал Крамской.
#7
Артель художников и Товарищество передвижников
#8
После выпуска студенты оставили мастерские Академии, в которых они работали и жили во время учебы. На новое жилье денег не было, и Крамской предложил единомышленникам создать объединение — Артель художников, чтобы вместе снимать комнаты и работать. Артель стала первым подобным объединением в России. Участники брали заказы, рисовали иллюстрации для книг, давали уроки живописи, а по вечерам у них собирались писатели, музыканты и актеры. Бюджет вели совместно, хозяйством занималась супруга Крамского Софья. Сам живописец находил заказчиков, писал портреты и преподавал в Обществе поощрения художников. Одним из его учеников был Илья Репин.
В конце 1860-х годов Крамской отправился в Европу. Он посещал музеи и знакомился с европейским искусством. По возвращении в Россию он вступил в конфликт с коллегами и вышел из Артели, а вскоре она распалась.
Крамской стал одним из основателей другого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Его участники ездили по стране, показывали публике в провинции свои полотна и продавали их. На первой выставке Крамской представил картину«Майская ночь» (в наши дни она известна под названием «Русалки») по мотивам одноименного произведения Гоголя. На ней он изобразил печальных девушек в белых одеждах, которые расположились на берегу реки в свете луны. Полотно высоко оценили зрители и критики, его купил Павел Третьяков.
В конце 1860-х годов Крамской отправился в Европу. Он посещал музеи и знакомился с европейским искусством. По возвращении в Россию он вступил в конфликт с коллегами и вышел из Артели, а вскоре она распалась.
Крамской стал одним из основателей другого объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Его участники ездили по стране, показывали публике в провинции свои полотна и продавали их. На первой выставке Крамской представил картину«Майская ночь» (в наши дни она известна под названием «Русалки») по мотивам одноименного произведения Гоголя. На ней он изобразил печальных девушек в белых одеждах, которые расположились на берегу реки в свете луны. Полотно высоко оценили зрители и критики, его купил Павел Третьяков.
#9
Библейские сюжеты и прекрасная незнакомка
#10
Художник создал множество портретов современников — от крестьян до членов императорской семьи. Он писал Ивана Айвазовского, Федора Васильева, Тараса Шевченко, Льва Толстого, Ивана Гончарова и многих других. Также Крамской создавал картины на религиозные и бытовые темы.
В 1872 году мастер завершил работу над полотном «Христос в пустыне». В его основе лежит библейская история. После крещения Иисус провел в пустыне без пищи 40 дней. Его искушал дьявол, предлагал ему земные богатства и хлеб, но Христос выдержал испытание. Крамской задумал эту картину еще во время путешествия по Европе. В галереях и музеях он изучал, как художники разных эпох трактовали этот сюжет, и хотел изобразить его совершенно иначе. Живописец представил одинокую фигуру Христа в глубокой задумчивости на фоне каменистого пейзажа. Он изобразил его как обычного человека, без нимба, израненного и усталого. Картину приобрел Павел Третьяков для своего собрания.
В 1880-е годы публика активно обсуждала полотно Крамского «Неизвестная». На холсте была изображена эффектно одетая женщина в шляпке с перьями, сидящая в коляске, на фоне Аничкова моста Санкт-Петербурга. Зрителей заворожила ее яркая и чувственная красота, а также несколько надменный взгляд. В прессе «Неизвестную» называли«русской Джокондой».
Иван Крамской умер в 1887 году в своей мастерской во время работы. Живописец похоронен в Санкт-Петербурге.
В 1872 году мастер завершил работу над полотном «Христос в пустыне». В его основе лежит библейская история. После крещения Иисус провел в пустыне без пищи 40 дней. Его искушал дьявол, предлагал ему земные богатства и хлеб, но Христос выдержал испытание. Крамской задумал эту картину еще во время путешествия по Европе. В галереях и музеях он изучал, как художники разных эпох трактовали этот сюжет, и хотел изобразить его совершенно иначе. Живописец представил одинокую фигуру Христа в глубокой задумчивости на фоне каменистого пейзажа. Он изобразил его как обычного человека, без нимба, израненного и усталого. Картину приобрел Павел Третьяков для своего собрания.
В 1880-е годы публика активно обсуждала полотно Крамского «Неизвестная». На холсте была изображена эффектно одетая женщина в шляпке с перьями, сидящая в коляске, на фоне Аничкова моста Санкт-Петербурга. Зрителей заворожила ее яркая и чувственная красота, а также несколько надменный взгляд. В прессе «Неизвестную» называли«русской Джокондой».
Иван Крамской умер в 1887 году в своей мастерской во время работы. Живописец похоронен в Санкт-Петербурге.
читать дальшескрыть