Иван Крамской был мастером исторической и портретной живописи, одним из основателей и идеологов Товарищества передвижных художественных выставок.
Крамской родился в 1837 году в семье писаря. Когда ему исполнилось 15 лет, будущий художник поступил в помощники к иконописцу, а в 1853 году увлекся ретушированием фотографий. В 1856 году он уехал из Воронежской губернии в Петербург, где устроился ретушером в фотоателье Ивана Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Императорскую Академию художеств и стал учеником исторического живописца, профессора Алексея Маркова. Но после «Бунта четырнадцати» 1863 года и последовавшего за ним ухода из Академии художеств Крамской вместе с единомышленниками создал Петербургскую артель художников, а в 1870-м — Товарищество передвижных художественных выставок.
Со временем Товарищество превратилось в массовое и влиятельное художественное объединение. Впервые в истории русского искусства объектом внимания художников стала жизнь простого народа. Главными работами на выставках передвижников были картины бытового жанра и портреты современников из разных социальных слоев.
Особой теплотой отличались картины, на которых Крамской изображал своих близких. Одна из таких работ — портрет сына Сережи, написанный в 1883 году — представлена в экспозиции музея.
Мальчик изображен в полный рост у самого края полотна. Тщательней всего Крамской прописал его лицо — мягкие и округлые детские черты, серьезный и внимательный взгляд, направленный на зрителя.
При всей статичности изображения, портрет вызывает ощущение спонтанности, будто сын не позирует Крамскому, а застигнут врасплох. Сережа одет в парадный военный мундир с густыми эполетами: Крамской намеренно изобразил мальчика похожим на августейшую особу.
Крамской родился в 1837 году в семье писаря. Когда ему исполнилось 15 лет, будущий художник поступил в помощники к иконописцу, а в 1853 году увлекся ретушированием фотографий. В 1856 году он уехал из Воронежской губернии в Петербург, где устроился ретушером в фотоателье Ивана Александровского.
В 1857 году Крамской поступил в Императорскую Академию художеств и стал учеником исторического живописца, профессора Алексея Маркова. Но после «Бунта четырнадцати» 1863 года и последовавшего за ним ухода из Академии художеств Крамской вместе с единомышленниками создал Петербургскую артель художников, а в 1870-м — Товарищество передвижных художественных выставок.
Со временем Товарищество превратилось в массовое и влиятельное художественное объединение. Впервые в истории русского искусства объектом внимания художников стала жизнь простого народа. Главными работами на выставках передвижников были картины бытового жанра и портреты современников из разных социальных слоев.
Важное место в творчестве Крамского занимали портреты. Среди его моделей были не только представители высшего света и выдающиеся деятели русской культуры, но и колоритные народные типажи. По мнению критиков, он создал «настоящий многоликий портрет России того времени».
Особой теплотой отличались картины, на которых Крамской изображал своих близких. Одна из таких работ — портрет сына Сережи, написанный в 1883 году — представлена в экспозиции музея.
Мальчик изображен в полный рост у самого края полотна. Тщательней всего Крамской прописал его лицо — мягкие и округлые детские черты, серьезный и внимательный взгляд, направленный на зрителя.
При всей статичности изображения, портрет вызывает ощущение спонтанности, будто сын не позирует Крамскому, а застигнут врасплох. Сережа одет в парадный военный мундир с густыми эполетами: Крамской намеренно изобразил мальчика похожим на августейшую особу.