Небольшой этюд «Березы. Опушка леса» — единственная работа русского художника-пейзажиста Исаака Левитана в собрании Ставропольского музея изобразительных искусств.
Исаак Левитан родился в 1860 году на территории Царства Польского в образованной, но обедневшей семье. В конце 1860-х вместе с семьей перебрался в Москву, где пошел учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года умерла мать Левитана, еще через два — отец. С братом и сестрами 16-летний Исаак оказался на пороге крайней нужды, но в марте 1877 года он получил 220 рублей и серебряную медаль за пейзажи, представленные на выставке. В это время он учился в классе Алексея Саврасова, мастера камерного пейзажа. Другими его учителями были художники Василий Перов и Василий Поленов.
В творчестве Левитана широта русского ландшафта соединялась с печальным переживанием собственной действительности художника. Тревога, меланхолия, скорбь сделали левитановские картины «пейзажами настроения» — это определение получили даже небольшие этюды, которые по своей сути просто подготовительные наброски для работы. По мнению исследователей, своим творчеством Левитан закончил искания пейзажистов-передвижников: искусствовед Павел Муратов называл Исаака Левитана «последним мастером русского пейзажа», школа которого «не имела развития», поскольку связана «с определенной полосой русской жизни».
Этюд «Березы. Опушка леса» прост, как просты мотивы большинства его произведений. Творчество Левитана — объяснение природы живописными средствами, которые разнообразны и гибки. Он писал ярко, насыщенно, контрастно, но больше всего любил тональную живопись. В «Березах» Левитану удалось добиться мягкости в переходах внутри одного цвета, в объединении цветов. В этюде он тонко разработал тона зеленого — от оливкового до серебристого. В сочетании с мягко мерцающими стволами берез этот эффект порождает настроение особой тишины и глубокой печали березового леса, застывшего в ожидании ночи. В этюде «Березы» проявилась тональная цельность земли и неба, к которой стремился художник.
В 1900 году, в 39 лет, Левитан заболел и через некоторое время умер. Он не успел закончить 40 картин, а в мастерской осталось несколько сотен набросков.
Исаак Левитан родился в 1860 году на территории Царства Польского в образованной, но обедневшей семье. В конце 1860-х вместе с семьей перебрался в Москву, где пошел учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через четыре года умерла мать Левитана, еще через два — отец. С братом и сестрами 16-летний Исаак оказался на пороге крайней нужды, но в марте 1877 года он получил 220 рублей и серебряную медаль за пейзажи, представленные на выставке. В это время он учился в классе Алексея Саврасова, мастера камерного пейзажа. Другими его учителями были художники Василий Перов и Василий Поленов.
В творчестве Левитана широта русского ландшафта соединялась с печальным переживанием собственной действительности художника. Тревога, меланхолия, скорбь сделали левитановские картины «пейзажами настроения» — это определение получили даже небольшие этюды, которые по своей сути просто подготовительные наброски для работы. По мнению исследователей, своим творчеством Левитан закончил искания пейзажистов-передвижников: искусствовед Павел Муратов называл Исаака Левитана «последним мастером русского пейзажа», школа которого «не имела развития», поскольку связана «с определенной полосой русской жизни».
Этюд «Березы. Опушка леса» прост, как просты мотивы большинства его произведений. Творчество Левитана — объяснение природы живописными средствами, которые разнообразны и гибки. Он писал ярко, насыщенно, контрастно, но больше всего любил тональную живопись. В «Березах» Левитану удалось добиться мягкости в переходах внутри одного цвета, в объединении цветов. В этюде он тонко разработал тона зеленого — от оливкового до серебристого. В сочетании с мягко мерцающими стволами берез этот эффект порождает настроение особой тишины и глубокой печали березового леса, застывшего в ожидании ночи. В этюде «Березы» проявилась тональная цельность земли и неба, к которой стремился художник.
В 1900 году, в 39 лет, Левитан заболел и через некоторое время умер. Он не успел закончить 40 картин, а в мастерской осталось несколько сотен набросков.