Начиная с 1880-х годов Исаак Левитан путешествовал по окрестностям Волги и Оки, в том числе на пароходе. Первый визит живописца не вдохновил, поскольку река показалась ему тоскливой, однако последующие поездки стали продуктивными.
В тот период мастер создал немало картин, посвященных водным просторам. Например, «Волга», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Вечер на Волге», «После дождя» и «Пасмурный день на Волге». Все они хранятся в музеях Москвы, Плеса и Серпухова.
В 1890 году художник написал данный этюд маслом с натуры в районе города Юрьевец. На переднем плане холста виден песчаный берег, чуть дальше — сверкающая полоса стрежня, справа — холм с густым лесом, а выше — свинцовое небо с желтовато-розовыми облаками.
Автор выбрал в качестве динамичного акцента не людей, а судно с сизым дымом, устремившееся вдаль. На присутствие человека в слиянии стихий намекают только контрастные лодки темного цвета.
Несмотря на то, что главной героиней произведения является речная гладь, воздушное пространство занимает значительную долю композиции. Источник света скрыт, поэтому тени предметов еле-еле угадываются. Таким образом безмолвие сумрачной панорамы становится более очевидным.
Стоит сказать, что сегодня это место выглядит по-другому: территория изменилась после строительства Горьковского водохранилища в 1955–57 годах. Как бы то ни было, для потомков нюансы вида сохранились в экспонате.
Арт-эксперты относят «Пасмурный день на Волге» к «пейзажам настроения» или «mood scapes», мода на которые пришла в искусство из Англии. Суть жанра состоит в совмещении объективной реальности с субъективными ощущениями, чтобы получилась обобщенная атмосфера ландшафта. Предпочтение отдавалось простым сюжетам и чувственности быта.
При этом Исаак Левитан пытался передать монументальность национального колорита. В пользу этого свидетельствуют циклы изображений из других регионов, к примеру из Финляндии.
Николай Яновский-Максимов в книге «Сквозь магический кристалл» приводит цитату Антона Чехова о состоянии живописца после возвращения из плавания по Волге. Писатель подметил, что в пейзажах друга «появилась улыбка».
Впрочем, причиной оптимизма мужчины стали не только красоты природы, но и роман со спутницей Софьей Кувшинниковой — художницей и охотницей. Пикантность их отношениям придавали ее брачные обязательства и более высокое положение в обществе.
В тот период мастер создал немало картин, посвященных водным просторам. Например, «Волга», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Вечер на Волге», «После дождя» и «Пасмурный день на Волге». Все они хранятся в музеях Москвы, Плеса и Серпухова.
В 1890 году художник написал данный этюд маслом с натуры в районе города Юрьевец. На переднем плане холста виден песчаный берег, чуть дальше — сверкающая полоса стрежня, справа — холм с густым лесом, а выше — свинцовое небо с желтовато-розовыми облаками.
Автор выбрал в качестве динамичного акцента не людей, а судно с сизым дымом, устремившееся вдаль. На присутствие человека в слиянии стихий намекают только контрастные лодки темного цвета.
Несмотря на то, что главной героиней произведения является речная гладь, воздушное пространство занимает значительную долю композиции. Источник света скрыт, поэтому тени предметов еле-еле угадываются. Таким образом безмолвие сумрачной панорамы становится более очевидным.
Стоит сказать, что сегодня это место выглядит по-другому: территория изменилась после строительства Горьковского водохранилища в 1955–57 годах. Как бы то ни было, для потомков нюансы вида сохранились в экспонате.
Арт-эксперты относят «Пасмурный день на Волге» к «пейзажам настроения» или «mood scapes», мода на которые пришла в искусство из Англии. Суть жанра состоит в совмещении объективной реальности с субъективными ощущениями, чтобы получилась обобщенная атмосфера ландшафта. Предпочтение отдавалось простым сюжетам и чувственности быта.
При этом Исаак Левитан пытался передать монументальность национального колорита. В пользу этого свидетельствуют циклы изображений из других регионов, к примеру из Финляндии.
Николай Яновский-Максимов в книге «Сквозь магический кристалл» приводит цитату Антона Чехова о состоянии живописца после возвращения из плавания по Волге. Писатель подметил, что в пейзажах друга «появилась улыбка».
Впрочем, причиной оптимизма мужчины стали не только красоты природы, но и роман со спутницей Софьей Кувшинниковой — художницей и охотницей. Пикантность их отношениям придавали ее брачные обязательства и более высокое положение в обществе.