Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Полотно железной дороги

Время создания
1890-е
Размер
67x86 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#5
Обедневшая еврейская семья Исаака Левитана в поисках лучшей жизни переехала в Москву, когда ему было 10 лет. Несмотря на постоянную нужду, отец Левитана не препятствовал двум своим сыновьям Адольфу и Исааку посвятить жизнь живописи. Оба поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но ранняя смерть матери, а затем и отца стали настоящей трагедией для братьев. Исаак Левитан жил на грани нищеты, голодал, случалось, не ел несколько дней подряд, ночевал на улице, но продолжал упорно учиться. К счастью, на талант юного живописца обратил внимание Алексей Саврасов, взявший его в свой пейзажный класс, который окончил уже у Василия Поленова.
#3
И.И.Левитан «Автопортрет»1890-е Холст, масло 58×39 Государственная Третьяковская галерея. Москва
С одной стороны современники почти сразу признали в Левитане самобытного художника, его уважали, он много и успешно выставлялся в России и за рубежом. Но с другой стороны, было и непонимание его обществом, относившееся, например, к национальности живописца — по мнению некоторых современников, «еврей… не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», как писал в своих записках Константин Паустовский. Это было для души Левитана настоящей трудно переносимой трагедией. 

#10
Вскоре, после покушения Александра Соловьева на жизнь императора Александра II, Левитан был вынужден покинуть Москву на два года: вышел царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице».
#6
Несчастья, обрушавшиеся на Левитана в течение всей жизни, сильно подкосили здоровье художника, расшатали нервы и обострили его от природы меланхолический, чуткий характер. Константин Коровин писал о Левитане: 
#11
Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы… Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть ввысь неба. 
#12
Но, именно эти «странные» черты и проявили в нем ту удивительную чуткость, поэтичность, способность воспринимать и изображать природу как нечто живое, беспредельное и вечное.
#7
Почему я один? Почему меланхолия так часто посещает меня? Почему женщины, вошедшие в мою жизнь, не принесли мне покоя и счастья? Может быть, потому, что даже лучшие из них — собственники, им нужно все или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе…
Левитан о своей личной жизни
#9
В последние годы своей жизни Исаак Левитан сильно болел… В 1897 году друг художника, писатель и врач Антон Павлович Чехов осмотрел живописца, после чего сделал запись в одном из писем: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».

Левитану было всего 38 или 39 лет, когда он в один из самых мучительных периодов своей жизни пишет картину «Полотно железной дороги». Пронзительная, безнадежная грусть, ощущение пустоты и отчаяния… Быть может он предвидел свой ранний конец, до которого оставалось всего лишь год или два? И точно понимал свое безмерное одиночество…

Этот пейзаж рождает сильнейшее эмоциональное впечатление, мысли о смысле жизни, человеческой неприкаянности и огромноесострадание к автору.

После столь раннего ухода из жизни Исаака Левитана его брат Адольф (Авель-Лейб) Левитан поставил перед собой задачу — сохранить все, что было создано великим русским художником. И сидя в его мастерской, день за днем он перебирал рисунки и этюды, законченные произведения, наводя порядок и подписывал все работы, удостоверяя их непреложность своей подписью. Так и на картине «Полотно железной дороги» в правом нижнем углу есть его подпись: «Работа покойного брата И. Левитана. А. Левитан».

Картина «Полотно железной дороги» вызывает сложные чувства, философские размышления о смысле жизни и месте человека в мире. Одиночество, тревогу, грусть выражают многие картины Левитана, и наполняют и эту картину глубокой безнадежностью и безысходностью.
#2
Сумрачные, скупые краски, лишенные даже намека на радость — все в серых тонах… Пустынный пейзаж наполнен лишь одинокой железной дорогой и редкими телеграфными столбами. Дорога — символ истории России и судьбы страны в мировом пространстве. Мотив дороги, любимый художником, здесь превращается в одинокий, безначальный и бесконечный жизненный путь, который не может никуда привести и в конце которого тебя никто и ничто не ждет.


Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Полотно железной дороги

Время создания
1890-е
Размер
67x86 см
Техника
холст, масло
1

Левитан И.И. Коллекция работ

Берег Моря
Берег Моря
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Деревня
Деревня
Национальный музей Республики Бурятии
В парке
В парке
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Осенний пейзаж
Осенний пейзаж
Музей-квартира Голованова Н.С.
Портрет Николая Панафидина
Портрет Николая Панафидина
Тверская областная картинная галерея
Озеро. Весна
Озеро. Весна
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Лунный пейзаж
Лунный пейзаж
Художественная культура Русского Севера
Буря. Дождь
Буря. Дождь
Радищевский музей
Саввинская слобода
Саввинская слобода
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
На озере
На озере
Радищевский музей
Деревня. Зима
Деревня. Зима
Тульский музей изобразительных искусств
Туман над водой
Туман над водой
Вятский художественный музей
Осень. Усадьба
Осень. Усадьба
Музей имени М.А. Врубеля
Ненюфары
Ненюфары
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Березы. Опушка леса
Березы. Опушка леса
Ставропольский музей изобразительных искусств
Лесная речка
Лесная речка
Дальневосточный художественный музей
Вечерние тени
Вечерние тени
Таганрогский художественный музей
Юрьевец. Пасмурный день на Волге
Юрьевец. Пасмурный день на Волге
Серпуховский историко-художественный музей
Озеро
Озеро
Ростовский музей изобразительных искусств
На даче в сумерки
На даче в сумерки
Ярославский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском