Шрифт
Цвет
Графика
Левитан И.И.
Персона

Левитан Исаак Ильич

Годы жизни: 1860—1900
#4
Карьера Исаака Левитана не раз оказывалась под угрозой из-за отношения к евреям в Российской империи: он вынужденно покинул Училище живописи и несколько раз уезжал из Москвы. Однако художник упорно продолжал работать: он создал множество полотен и стал академиком пейзажной живописи, а его работы экспонировали на Всемирной выставке в Париже.
#5

Юность и годы учебы

#6
Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года в литовском местечке Кибарты. Он происходил из еврейской семьи. В 2010 году ученые нашли сведения, по которым будущий художник мог быть не сыном учителя и переводчика Эльяша Левитана, а его усыновленным племянником.

Родители с четырьмя детьми, чтобы поправить дела, поехали из Литвы в Москву. В начале 1870-х годов Авель и Исаак Левитаны поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущий художник жил стесненно. Михаил Нестеров писал:
#7
Ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде.
#8
В 1876 году Левитаны даже перестали платить за уроки, тогда же они осиротели: с разницей в два года умерли мать и отец.

Будущего художника поддерживали преподаватели — Василий Перов и Алексей Саврасов. В классе Саврасова Левитан получил Малую серебряную медаль и стипендию. Уже в училище Исаак Левитан начал участвовать в выставках. Полотно «Осенний день. Сокольники» приобрел Павел Третьяков.

В 1879 году Левитан прекратил учебу: его, как еврея, выслали из города. С родными художник уехал в Салтыковку и около двух лет жил в Подмосковье. Здесь он работал в Останкине, создал картины «Мостик. Саввинская слобода», «Дубовая роща. Осень», «Полустанок». В 1885 году Левитан все же смог окончить училище, однако ему присвоили лишь звание учителя чистописания. В воспоминаниях Константина Паустовского сохранилось упоминание: преподаватели полагали, что еврей не мог писать русские пейзажи.

После выпуска Исаак Левитан устроился в деревне Максимовка, недалеко от места, где жил Антон Чехов. Художник и писатель подружились, Чехов нередко обследовал Левитана как врач.

К середине 1880-х Левитан стал зарабатывать своими картинами. В это же время у него стала прогрессировать болезнь сердца — следствие былой бедности и тяжелого труда. Исаак Левитан в этот период сотрудничал с театрами, гонорар за работу в Частной опере Саввы Мамонтова ушел на поездку в Крым, где художник проходил лечение. Из путешествия он вернулся с полусотней новых картин. В их числе были «Татарское кладбище», «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым». Левитан представил произведения на выставке Московского общества любителей художеств, где их быстро выкупили.
#9

Волжский художник

#10
Дружба с Чеховыми принесла Исааку Левитану важное знакомство. Его свели с хозяйкой салона — Софьей Кувшинниковой. Художница начала брать у Левитана уроки живописи и ввела его в свой круг общения.

В 1887 году Левитан отправился в новое путешествие — на Волгу. Он давно хотел там побывать, но разочаровался:
#11
Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…
#12
И все же художник привез картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге».

В 1888-м Исаак Левитан вернулся на Волгу в компании художника Алексея Степанова и Софьи Кувшинниковой. Поездка на пароходе оказалась удачнее. Левитан попал в город Плес и открыл для себя красоту волжских городков. Плес стал местом его постоянных летних каникул — здесь Левитан работал три сезона и написал почти 200 работ. Благодаря им публика стала узнавать художника, а Плес наводнили другие живописцы.

Несколько месяцев 1889–1890 годов Исаак Левитан путешествовал по Европе. Он побывал на Всемирной выставке в Париже, где хотел изучить новые направления в живописи, интересовался импрессионистами и художниками Барбизонской школы. Из Парижа художник поехал в Италию.

После возвращения из-за границы Исаак Левитан написал «Тихую обитель». На ней появился плесский Саввино-Сторожевский монастырь. В это время Левитан поправил денежные дела, начал преподавать. В конце 1880-х и начале 1890-х годов он руководил классом пейзажа в Училище изящных искусств архитектора Анатолия Гунста. А в 1891 году Исаак Левитан стал участником Общества передвижных художественных выставок. Меценат Сергей Морозов помог ему получить мастерскую в Трехсвятском переулке.
#14

Изгнание из Москвы и Трехсвятский переулок

#15
Планы художника нарушили антисемитские законы: в 1892 году власти стали выселять московских евреев. Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой, уже его возлюбленной, несколько лет искал жилье под Тверью и Владимиром. В это время он создал триптих из полотен «Над вечным покоем», «У омута» и «Владимирка». Они отличались неярким, в серых тонах, колоритом и мрачными сюжетами.
Благодаря приятелям Исаак Левитан вернулся в Москву «в качестве исключения». Он работал в Трехсвятском переулке, выезжал на лето в усадьбы друзей. На каникулах 1894 года художник встретил Анну Турчанинову, между ними вспыхнул роман. Из-за этого прервались отношения не только с Софьей Кувшинниковой, но и с ее другом Антоном Чеховым. Художник и писатель помирились лишь спустя год.

Через год состояние Левитана ухудшилось, после тифа у него продолжала развиваться болезнь сердца. Несмотря на это, художник работал: участвовал в московской выставке, ездил в Финляндию и Италию.

В 1898 году Исаак Левитан получил статус академика пейзажной живописи. Он начал работать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник собирался учредить «Дом пейзажей», место, где могли бы работать отечественные пейзажисты.

Однако с 1899 года Левитан чувствовал себя все хуже. Он съездил в Ялту — лечение не помогло. Художник вернулся в Москву и перестал покидать дом. В это время в Париже на Всемирной выставке экспонировали его работы.

Исаак Левитан умер 4 августа 1900 года. После него осталось 40 незавершенных полотен и три сотни этюдов.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%