Карьера Исаака Левитана не раз оказывалась под угрозой из-за отношения к евреям в Российской империи: он вынужденно покинул Училище живописи и несколько раз уезжал из Москвы. Однако художник упорно продолжал работать: он создал множество полотен и стал академиком пейзажной живописи, а его работы экспонировали на Всемирной выставке в Париже.
Персона
Левитан Исаак Ильич
Годы жизни: 1860—1900
#4
#5
Юность и годы учебы
#6
Исаак Левитан родился 30 августа 1860 года в литовском местечке Кибарты. Он происходил из еврейской семьи. В 2010 году ученые нашли сведения, по которым будущий художник мог быть не сыном учителя и переводчика Эльяша Левитана, а его усыновленным племянником.
Родители с четырьмя детьми, чтобы поправить дела, поехали из Литвы в Москву. В начале 1870-х годов Авель и Исаак Левитаны поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущий художник жил стесненно. Михаил Нестеров писал:
Родители с четырьмя детьми, чтобы поправить дела, поехали из Литвы в Москву. В начале 1870-х годов Авель и Исаак Левитаны поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будущий художник жил стесненно. Михаил Нестеров писал:
#7
Ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде.
#8
В 1876 году Левитаны даже перестали платить за уроки, тогда же они осиротели: с разницей в два года умерли мать и отец.
Будущего художника поддерживали преподаватели — Василий Перов и Алексей Саврасов. В классе Саврасова Левитан получил Малую серебряную медаль и стипендию. Уже в училище Исаак Левитан начал участвовать в выставках. Полотно «Осенний день. Сокольники» приобрел Павел Третьяков.
В 1879 году Левитан прекратил учебу: его, как еврея, выслали из города. С родными художник уехал в Салтыковку и около двух лет жил в Подмосковье. Здесь он работал в Останкине, создал картины «Мостик. Саввинская слобода», «Дубовая роща. Осень», «Полустанок». В 1885 году Левитан все же смог окончить училище, однако ему присвоили лишь звание учителя чистописания. В воспоминаниях Константина Паустовского сохранилось упоминание: преподаватели полагали, что еврей не мог писать русские пейзажи.
После выпуска Исаак Левитан устроился в деревне Максимовка, недалеко от места, где жил Антон Чехов. Художник и писатель подружились, Чехов нередко обследовал Левитана как врач.
К середине 1880-х Левитан стал зарабатывать своими картинами. В это же время у него стала прогрессировать болезнь сердца — следствие былой бедности и тяжелого труда. Исаак Левитан в этот период сотрудничал с театрами, гонорар за работу в Частной опере Саввы Мамонтова ушел на поездку в Крым, где художник проходил лечение. Из путешествия он вернулся с полусотней новых картин. В их числе были «Татарское кладбище», «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым». Левитан представил произведения на выставке Московского общества любителей художеств, где их быстро выкупили.
Будущего художника поддерживали преподаватели — Василий Перов и Алексей Саврасов. В классе Саврасова Левитан получил Малую серебряную медаль и стипендию. Уже в училище Исаак Левитан начал участвовать в выставках. Полотно «Осенний день. Сокольники» приобрел Павел Третьяков.
В 1879 году Левитан прекратил учебу: его, как еврея, выслали из города. С родными художник уехал в Салтыковку и около двух лет жил в Подмосковье. Здесь он работал в Останкине, создал картины «Мостик. Саввинская слобода», «Дубовая роща. Осень», «Полустанок». В 1885 году Левитан все же смог окончить училище, однако ему присвоили лишь звание учителя чистописания. В воспоминаниях Константина Паустовского сохранилось упоминание: преподаватели полагали, что еврей не мог писать русские пейзажи.
После выпуска Исаак Левитан устроился в деревне Максимовка, недалеко от места, где жил Антон Чехов. Художник и писатель подружились, Чехов нередко обследовал Левитана как врач.
К середине 1880-х Левитан стал зарабатывать своими картинами. В это же время у него стала прогрессировать болезнь сердца — следствие былой бедности и тяжелого труда. Исаак Левитан в этот период сотрудничал с театрами, гонорар за работу в Частной опере Саввы Мамонтова ушел на поездку в Крым, где художник проходил лечение. Из путешествия он вернулся с полусотней новых картин. В их числе были «Татарское кладбище», «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым». Левитан представил произведения на выставке Московского общества любителей художеств, где их быстро выкупили.
#9
Волжский художник
#10
Дружба с Чеховыми принесла Исааку Левитану важное знакомство. Его свели с хозяйкой салона — Софьей Кувшинниковой. Художница начала брать у Левитана уроки живописи и ввела его в свой круг общения.
В 1887 году Левитан отправился в новое путешествие — на Волгу. Он давно хотел там побывать, но разочаровался:
В 1887 году Левитан отправился в новое путешествие — на Волгу. Он давно хотел там побывать, но разочаровался:
#11
Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…
#12
И все же художник привез картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге».
Несколько месяцев 1889–1890 годов Исаак Левитан путешествовал по Европе. Он побывал на Всемирной выставке в Париже, где хотел изучить новые направления в живописи, интересовался импрессионистами и художниками Барбизонской школы. Из Парижа художник поехал в Италию.
После возвращения из-за границы Исаак Левитан написал «Тихую обитель». На ней появился плесский Саввино-Сторожевский монастырь. В это время Левитан поправил денежные дела, начал преподавать. В конце 1880-х и начале 1890-х годов он руководил классом пейзажа в Училище изящных искусств архитектора Анатолия Гунста. А в 1891 году Исаак Левитан стал участником Общества передвижных художественных выставок. Меценат Сергей Морозов помог ему получить мастерскую в Трехсвятском переулке.
В 1888-м Исаак Левитан вернулся на Волгу в компании художника Алексея Степанова и Софьи Кувшинниковой. Поездка на пароходе оказалась удачнее. Левитан попал в город Плес и открыл для себя красоту волжских городков. Плес стал местом его постоянных летних каникул — здесь Левитан работал три сезона и написал почти 200 работ. Благодаря им публика стала узнавать художника, а Плес наводнили другие живописцы.
Несколько месяцев 1889–1890 годов Исаак Левитан путешествовал по Европе. Он побывал на Всемирной выставке в Париже, где хотел изучить новые направления в живописи, интересовался импрессионистами и художниками Барбизонской школы. Из Парижа художник поехал в Италию.
После возвращения из-за границы Исаак Левитан написал «Тихую обитель». На ней появился плесский Саввино-Сторожевский монастырь. В это время Левитан поправил денежные дела, начал преподавать. В конце 1880-х и начале 1890-х годов он руководил классом пейзажа в Училище изящных искусств архитектора Анатолия Гунста. А в 1891 году Исаак Левитан стал участником Общества передвижных художественных выставок. Меценат Сергей Морозов помог ему получить мастерскую в Трехсвятском переулке.
#14
Изгнание из Москвы и Трехсвятский переулок
#15
Планы художника нарушили антисемитские законы: в 1892 году власти стали выселять московских евреев. Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой, уже его возлюбленной, несколько лет искал жилье под Тверью и Владимиром. В это время он создал триптих из полотен «Над вечным покоем», «У омута» и «Владимирка». Они отличались неярким, в серых тонах, колоритом и мрачными сюжетами.
Благодаря приятелям Исаак Левитан вернулся в Москву «в качестве исключения». Он работал в Трехсвятском переулке, выезжал на лето в усадьбы друзей. На каникулах 1894 года художник встретил Анну Турчанинову, между ними вспыхнул роман. Из-за этого прервались отношения не только с Софьей Кувшинниковой, но и с ее другом Антоном Чеховым. Художник и писатель помирились лишь спустя год.
В 1898 году Исаак Левитан получил статус академика пейзажной живописи. Он начал работать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник собирался учредить «Дом пейзажей», место, где могли бы работать отечественные пейзажисты.
Однако с 1899 года Левитан чувствовал себя все хуже. Он съездил в Ялту — лечение не помогло. Художник вернулся в Москву и перестал покидать дом. В это время в Париже на Всемирной выставке экспонировали его работы.
Исаак Левитан умер 4 августа 1900 года. После него осталось 40 незавершенных полотен и три сотни этюдов.
Благодаря приятелям Исаак Левитан вернулся в Москву «в качестве исключения». Он работал в Трехсвятском переулке, выезжал на лето в усадьбы друзей. На каникулах 1894 года художник встретил Анну Турчанинову, между ними вспыхнул роман. Из-за этого прервались отношения не только с Софьей Кувшинниковой, но и с ее другом Антоном Чеховым. Художник и писатель помирились лишь спустя год.
Через год состояние Левитана ухудшилось, после тифа у него продолжала развиваться болезнь сердца. Несмотря на это, художник работал: участвовал в московской выставке, ездил в Финляндию и Италию.
В 1898 году Исаак Левитан получил статус академика пейзажной живописи. Он начал работать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник собирался учредить «Дом пейзажей», место, где могли бы работать отечественные пейзажисты.
Однако с 1899 года Левитан чувствовал себя все хуже. Он съездил в Ялту — лечение не помогло. Художник вернулся в Москву и перестал покидать дом. В это время в Париже на Всемирной выставке экспонировали его работы.
Исаак Левитан умер 4 августа 1900 года. После него осталось 40 незавершенных полотен и три сотни этюдов.
#1
q6eiylesxdll-isaak-levitan.jpg
Левитан Исаак Ильич
читать дальшескрыть