Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русская живопись XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Деревенька близ Васильсурска

Время создания
1887–1890 годы
Место создания
Российская империя, Нижегородская губерния
Размер
19,4x31,1 см
Техника
холст на картоне, масло
1
Открыть в приложении
#5

В XIX веке в пейзажной живописи начался расцвет пленэрного пейзажа — это связано с появлением краски в тюбиках. Пейзажисты смогли работать вдали от мастерской, при естественном освещении — они больше не были привязаны к одному месту. Художники начали активный поиск живописных мест в самых разных уголках необъятной Российской империи. Исаак Ильич Левитан не стал исключением: он заметил прекрасные пейзажи Васильсурска и его окрестностей во время своего первого путешествия по Волге.

Волга пленила художника еще до поездки к реке — благодаря работам его учителя Алексея Кондратьевича Саврасова. В 1887 году художник осуществил свою давнюю мечту: он отправился на Волгу. Но стоит отметить, что первый визит Левитана закончился неудовлетворенностью.

«…Разочаровался я чрезвычайно. Ждал я Волгу, как источника сильных художественных впечатлений, а взамен этого она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце, и явилась мысль, не уехать ли обратно?» — писал Левитан.

Свое тоскливое настроение художник отразил в полотне «Деревенька близ Васильсурска». Несмотря на теплый колорит картины, от нее веет грустью и одиночеством. Художник создал пейзаж с деревенской улицей, застроенной одноэтажными бревенчатыми домами, крытыми соломой. Улица тянется от переднего плана вглубь к линии горизонта. В окружении домов нет ни растительности, ни заборов. На обочине песчаной дороги на переднем плане, слева, около дома видно одинокое деревце с желтой кроной, а справа — чахлый желтоватый кустарник среди пожухлой зеленой травы. Старые деревенские домики, увядающая природа в ожидании приближающейся прохлады, серое небо, уводящая зрителя вглубь бедной деревни песчаная пустынная дорога — все пронизано грустью, тоской и одиночеством.

Картину приобрел основатель Химкинской картинной галереи Сергей Николаевич Горшин в 1981 году. Работа получила название благодаря надписи-воспоминанию бывшей владелицы этюда А. Харламовой.
#6

Этюд деревеньки близ Васильсурска, писан, как помнится, к концу 80-х годов И. Левитаном в одном сеансе с М. Аладжаловым, когда художники гостили летом у нас в имении. В последний час перед отъездом Левитан подарил этюд maman (Е.М. Харламовой), у которой с этим местом много связано.

А. Харламова. Казань, март, 1918 год
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Деревенька близ Васильсурска

Время создания
1887–1890 годы
Место создания
Российская империя, Нижегородская губерния
Размер
19,4x31,1 см
Техника
холст на картоне, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Левитан И.И. Коллекция работ

Туман над водой
Туман над водой
Вятский художественный музей
Деревня. Зима
Деревня. Зима
Тульский музей изобразительных искусств
Цветущие яблони
Цветущие яблони
Еврейский музей и Центр толерантности
Сумерки. Луна
Сумерки. Луна
Государственный Русский музей
Вечерние тени
Вечерние тени
Таганрогский художественный музей
На озере
На озере
Радищевский музей
Юрьевец. Пасмурный день на Волге
Юрьевец. Пасмурный день на Волге
Серпуховский историко-художественный музей
Березы. Опушка леса
Березы. Опушка леса
Ставропольский музей изобразительных искусств
Озеро
Озеро
Красноярский художественный музей В.И. Сурикова
Лесная речка
Лесная речка
Дальневосточный художественный музей
Портрет Николая Панафидина
Портрет Николая Панафидина
Тверская областная картинная галерея
Ненюфары
Ненюфары
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Полотно железной дороги
Полотно железной дороги
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Берег Моря
Берег Моря
Краснодарский музей имени Ф.А. Коваленко
Лунный пейзаж
Лунный пейзаж
Художественная культура Русского Севера
Озеро. Весна
Озеро. Весна
Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого
Этюд
Этюд
Челябинский музей изобразительных искусств
Саввинская слобода
Саввинская слобода
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Буря. Дождь
Буря. Дождь
Радищевский музей
Окрестности Бабкина
Окрестности Бабкина
Таганрогский музей-заповедник
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%