Исаак Левитан — один из самых известных пейзажистов XIX века. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Перова, Василия Поленова и Алексея Саврасова, который оказал большое влияние на молодого художника. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» — Исаак Левитан сделал девизом своего творчества.
Уже в конце 1870-х годов Левитан начал создавать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные эмоции. Его работы пополняли коллекцию Павла Третьякова, экспонировались на выставках Товарищества передвижников, художественного объединения «Мир искусства», а также на Всемирной выставке в Париже. А художник Александр Бенуа говорил: «Лишь с появлением картин Левитана я поверил в красоту, а не в „красоты“ русской природы». А Константин Коровин писал: «Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки».
Именно так можно сказать об этюде «Озеро» — «восхитительно и тонко». В нем автор сочетает этюдную непосредственность с картинной содержательностью пейзажа. На полотне почти нет деталей. Все пространство холста разделено на воду и небо, лишь на горизонте мы видим далекие, почти неуловимые взглядом холмы, и тонко выписанные камыши говорят о том, что берег близко. Гамма картины — серо-голубая с жемчужными и серебристыми оттенками. Художник делает акцент на том, как сложно и витиевато пасмурное небо может отражаться в большой воде.
Красноярский этюд одна из многих работ, в которых художник разрабатывал этот мотив. В 1899 году Исаак Левитан написал свою главную последнюю картину — «Озеро. Русь». Этюд из нашей коллекции отличается от окончательного варианта полотна — и настроением, и композицией, и цветовой гаммой. Монументальное произведение 1899 года отражало долгие годы наблюдения Левитана за родной природой. Он работал над картиной около десяти лет, создал десятки этюдов, эскизов и вариантов, разных по настроению и живописи. Сегодня они хранятся в разных музеях страны.
Именно так можно сказать об этюде «Озеро» — «восхитительно и тонко». В нем автор сочетает этюдную непосредственность с картинной содержательностью пейзажа. На полотне почти нет деталей. Все пространство холста разделено на воду и небо, лишь на горизонте мы видим далекие, почти неуловимые взглядом холмы, и тонко выписанные камыши говорят о том, что берег близко. Гамма картины — серо-голубая с жемчужными и серебристыми оттенками. Художник делает акцент на том, как сложно и витиевато пасмурное небо может отражаться в большой воде.
Красноярский этюд одна из многих работ, в которых художник разрабатывал этот мотив. В 1899 году Исаак Левитан написал свою главную последнюю картину — «Озеро. Русь». Этюд из нашей коллекции отличается от окончательного варианта полотна — и настроением, и композицией, и цветовой гаммой. Монументальное произведение 1899 года отражало долгие годы наблюдения Левитана за родной природой. Он работал над картиной около десяти лет, создал десятки этюдов, эскизов и вариантов, разных по настроению и живописи. Сегодня они хранятся в разных музеях страны.