Певец «будничного мотива» Исаак Ильич Левитан продолжил лирическую линию развития пейзажа, намеченную его учителем Алексеем Саврасовым. Он обогатил своими живописно-пластическими поисками и художественными образами русскую пейзажную живопись, открыв новую страницу искусства конца XIX века. В полотнах Левитана наилучшим образом воплотилась способность художника-творца наделять пейзаж человеческими эмоциями. Любимым живописцем Левитана был Камиль Коро, считавший, что пейзаж отражает «состояние души» автора. Друг художника Федор Шаляпин писал: «Чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве».
Левитан является создателем лирического «пейзажа настроения», наполненного переживаниями автора, переданными с тонким психологизмом. Даже самый непритязательный пейзажный мотив художник умел передать с особым настроением и неким скрытым нервом. Пример тому — пейзаж из собрания Омского музея «Осень. Усадьба». Летом 1894 года Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой, приехавшей из Петербурга в свое имение Горка на берегу Островенского озера. В 1894–1895 годах художник много времени проводил в ее имении, жил там месяцами. Писал окрестные пейзажи, много работал пастелью, отдавая дань ее тонким и сдержанным цветовым возможностям и бархатистой поверхности.
В пейзаже «Осень. Усадьба», написанном в 1894 году, изображен старый двухэтажный деревянный дом посреди оголенного парка. Образный строй пейзажа — блеклый колорит и монотонный ритм вертикалей стволов — выражает настроение природы, охваченной печалью увядания. Ноты легкой грусти тают в осеннем воздухе вместе с запахом опавших листьев, которые вызывают почти физическое ощущение сухого шуршания под ногами. По своему тону грустной, светлой мелодии пейзаж перекликается с рассказом Чехова «Дом с мезонином», также навеянным пребыванием в имении Горка. Здесь же, в Горке, весной 1895 года Левитан написал натюрморт «Белая сирень».