Первое фотоателье появилось в слободе Борисовка Курской губернии в конце XIX столетия. Его владельцем был первый борисовский профессиональный фотограф Григорий Васильевич Сафонцев. В доме на центральной (ныне Первомайской) улице он организовал студию, на веранде оборудовал лабораторию.
Художественное наследие Сафонцева говорит о широте его профессиональных интересов. Среди работ можно увидеть и пейзажи, и виды местных достопримечательностей, и историческую хронику (например, открытие в Борисовке памятника Александру II). Главное место занимают портреты — групповые и одиночные, крестьян и купцов, представителей интеллигенции.
Высокое качество изображений требовало долгой и кропотливой работы. На обработку снимка — проявление с помощью реактивов и ручное корректирование отдельных недостатков — уходило около двух месяцев. Готовую фотографию наклеивали на картонную подложку, служившую жесткой основой и одновременно рекламой и элементом дизайна. На ней указывались имя фотографа, название и адрес ателье, дата съемки, стоял личный штамп мастера.
Многие историки и искусствоведы отмечали редкую одаренность жителей Борисовки, в частности иконописцев. В 1902 году, в день памяти святого покровителя слободы, князя Бориса, состоялось открытие четырехлетней бесплатной Учебной иконописной мастерской. В первые же годы ее учениками стали около 500 человек. Обучение начиналось с подготовительных работ — изготовления темперной краски и подготовки доски: проклейки, грунтовки, шлифовки, переноса рисунка. Далее изучали особенности иконного рисунка и его нанесения карандашом и кистью. Затем начинали работать с краской: покрывать фон, отрабатывать приемы росписи и прорисовки, личного письма. Только после этого ученик приступал к изучению различных иконописных стилей: греческого, московского, новгородского, строгановского — и к написанию святых образов.
Представленная в экспозиции фотография сделана «на месте»: выпускники иконописной школы стоят и сидят на фоне школы; судя по их одежде, памятный снимок был сделан поздней осенью.
Художественное наследие Сафонцева говорит о широте его профессиональных интересов. Среди работ можно увидеть и пейзажи, и виды местных достопримечательностей, и историческую хронику (например, открытие в Борисовке памятника Александру II). Главное место занимают портреты — групповые и одиночные, крестьян и купцов, представителей интеллигенции.
Высокое качество изображений требовало долгой и кропотливой работы. На обработку снимка — проявление с помощью реактивов и ручное корректирование отдельных недостатков — уходило около двух месяцев. Готовую фотографию наклеивали на картонную подложку, служившую жесткой основой и одновременно рекламой и элементом дизайна. На ней указывались имя фотографа, название и адрес ателье, дата съемки, стоял личный штамп мастера.
Многие историки и искусствоведы отмечали редкую одаренность жителей Борисовки, в частности иконописцев. В 1902 году, в день памяти святого покровителя слободы, князя Бориса, состоялось открытие четырехлетней бесплатной Учебной иконописной мастерской. В первые же годы ее учениками стали около 500 человек. Обучение начиналось с подготовительных работ — изготовления темперной краски и подготовки доски: проклейки, грунтовки, шлифовки, переноса рисунка. Далее изучали особенности иконного рисунка и его нанесения карандашом и кистью. Затем начинали работать с краской: покрывать фон, отрабатывать приемы росписи и прорисовки, личного письма. Только после этого ученик приступал к изучению различных иконописных стилей: греческого, московского, новгородского, строгановского — и к написанию святых образов.
Представленная в экспозиции фотография сделана «на месте»: выпускники иконописной школы стоят и сидят на фоне школы; судя по их одежде, памятный снимок был сделан поздней осенью.