Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Основная экспозиция Главного дома»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эдип в Колоне

Время создания
1904
Размер
28x44 см
Техника
бумага, карандаш, акварель, гуашь, лак
1
Открыть в приложении
#2
Лев (Леон) Бакст (Лев Самойлович Розенберг, 1866–1924) — один из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века. Прославился как живописец, портретист, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды. Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. Бакст — один из основателей объединения «Мир искусства»; ведущий художник «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он автор декораций и костюмов к балетным спектаклям — «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др.
#3
Лев Бакст, тонкий знаток исторической стилизации, создавал на сцене не этнографическую реконструкцию, а сценический образ различных эпох, в частности, античности. Известно, что Лев Самойлович был буквально одержим культурой Древней Греции. Античная культура оказала огромное воздействие на многих творцов Серебряного века. Интерес к Элладе подогревался сенсационными археологическими открытиями Генриха Шлимана в Трое и Артура Эванса на острове Крит. Поэт Вячеслав Иванов устраивал дионисийские вечера, на которых водили хороводы. Максимилиан Волошин изображал грека в хитоне в Крыму. В Александринском театре Петербурга ставили древнегреческие трагедии. Именно Лев Бакст оформлял эти постановки: «Ипполита» Еврипида (1902) и «Эдипа в Колоне» Софокла (1904).
#4
В создании костюмов и декораций для спектакля «Эдип в Колоне» Бакст полностью отходит от традиционных представлений о Древней Элладе. Для художника архаическая Греция ассоциировалась не с белым цветом, а с настоящим буйством красок: туники и хитоны персонажей трагедии он смело раскрашивал в терракотовые, болотные и даже черные тона. Бакст — художник модерна и поэтому применял фантастические сочетания цветов, которые некоторым эстетам казались варварскими и дикими. А для сценографа цвет был носителем идеи.
#5
Пытаясь вжиться в эпоху, Бакст делал в Эрмитаже зарисовки античных ваз, фаянсовых статуэток и гробниц. Экскиз костюмов к «Эдипу в Колоне» навеян образами греческой скульптуры, вазописи черно- и краснофигурного стиля. Персонажи представлены в действии. Своеобразие каждого героя трагедии раскрывается через античную пластику, характерный «актерский» жест. У Бакста сценический костюм становится действующим лицом спектакля, играет вместе с актером. Художник не копировал античные образцы, а творчески их перерабатывал. Хитоны и туники лишь имитировали одежды древних греков. Они кроились по схемам отрезного платья; застегивались на пуговицы; драпировки пристрачивались к талии. Декоративное оформление костюмов зависело от значимости персонажей. Орнаменты на платьях главных героев вышивались, на одежде рабов наносились краской по трафарету. Работая над эскизами костюмов к «Эдипу в Колоне». Бакст нашел именно те орнаментальные мотивы, которые он будет использовать во всех своих постановках на античные темы: циклические круги, шашечки, волнистые линии, стилизованные веточки плюща и оливы.
#6
В 1907 году Лев Самойлович совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с другом, художником Валентином Серовым, тоже страстно увлеченным искусством Древней Эллады. Бакст был поражен буйством архаики, монументальным постройками Кносского дворца. Многие детали этого путешествия известны из книги Бакста «Серов и я в Греции», изданной в 1922 году в Париже. Однажды друзья попали в музей античных древностей. Внимание Бакста привлекли фронтон и статуя жрицы в храме Зевса. Рискуя жизнью, с этюдником в руке художник забрался на фронтон храма, чтобы только прикоснуться рукой к древнему мрамору.
#7
Увлеченность художника Древней Элладой проявилась и в оформлении балетных спектаклей для дягилевских сезонов: «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», «Федра». Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся древнегреческими и восточными нарядами. По словам французского критика, после этих феерических премьер, Париж был пьян от Бакста. Зрителей поражали сказочная роскошь, утонченная изысканность и смелые необычные сочетания цветов. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма», включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.
читать дальшескрыть

Эдип в Колоне

Время создания
1904
Размер
28x44 см
Техника
бумага, карандаш, акварель, гуашь, лак
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Бакст Л.С. Коллекция работ

Графиня М.А. Келлер
Графиня М.А. Келлер
Зарайский кремль
Оливковая роща в горах
Оливковая роща в горах
Псковский музей-заповедник
Портрет А.Н. Бенуа
Портрет А.Н. Бенуа
Государственный Русский музей
Портрет Вальтера Нувеля
Портрет Вальтера Нувеля
Государственный Русский музей
Портрет с автографом Бунина И.А.
Портрет с автографом Бунина И.А.
Музей И.А. Бунина
Женский портрет
Женский портрет
Симферопольский художественный музей
Большой благотворительный базар кукол
Большой благотворительный базар кукол
Российская государственная библиотека
Древний ужас
Древний ужас
Государственный Русский музей
Портрет Дмитрия Философова
Портрет Дмитрия Философова
Дагестанский музей изобразительных искусств
Костюм Ивана Шувалова
Костюм Ивана Шувалова
Музей театрального и музыкального искусства
Карнавал на улицах Парижа
Карнавал на улицах Парижа
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Плакат, рекламирующий открытки Общества Красного Креста
Плакат, рекламирующий открытки Общества Красного Креста
Музей театрального и музыкального искусства
Программа балета «Тщетная предосторожность»
Программа балета «Тщетная предосторожность»
Музей театрального и музыкального искусства
Мир искусства. V год издания
Мир искусства. V год издания
Государственный Русский музей
Портрет С.П. Дягилева с няней
Портрет С.П. Дягилева с няней
Государственный Русский музей
Программа премьеры балета «Les Élèves de Dupré»
Программа премьеры балета «Les Élèves de Dupré»
Музей театрального и музыкального искусства
Дама в кресле
Дама в кресле
Государственный художественный музей Югры
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%