Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Дягилев. Начало»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет С.П. Дягилева с няней

Время создания
1906
Размер
161x116 см
Техника
холст, масло
6
Открыть в приложении
#2
«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней» признан вершиной портретного творчества Льва Бакста. Он был окончен в 1906 году, когда к завершению подошел петербургский период дягилевской деятельности, такой яркий, напряженный, исполненный взлетов и падений. 

Среди богатой художественной иконографии этого грозного «диктатора от искусства», нет ни одного портрета, в котором он, весь сотканный из чрезвычайно острых противоречий, оказался бы так верно понятым. Бакст проник в сущность своего персонажа, словно собрав воедино все грани его многомерной натуры, создал сложнейший образ необычайно деликатными изобразительными приемами — методом полунамеков, полуакцентов.
#3
В самой постановке великолепной фигуры Дягилева, в «позе уверенной, дерзкой, обдумывающей и решительной» соединились покой и порывистость. 
#4
Во всей его повадке и манере разговаривать была какая-то барская леность, и в то же время я всегда видел его куда-то спешащим.
Мстислав Добужинский
#5
Изобразив Сергея Павловича у самого края холста в «пол-оборота», Бакст позволяет нам насладиться лицезрением элегантной внешности портретируемого, а с другой стороны — приоткрывает пространство дальнего плана и дает возможность рассмотреть интерьер петербургской квартиры. 

Там, в глубине освещенного кабинета можно увидеть мольберт и картины на стене, что сразу вызывает цепь ассоциаций: за плечами Дягилева — «Мир искусства», историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце, а он, словно выступивший на авансцену, рвется к новой деятельности, его ждут зарубежные театральные триумфы. 

Как будто влекомый временем-судьбой отодвинулся темно-синий, почти черный занавес, на котором особенно выразительным кажется обращенное к зрителю чувственное, на первый взгляд, высокомерное лицо «светского денди», «надменного виконта», «чаровника и шармера». Но сквозь маску монументальности и несокрушимой крепости, можно углядеть живые человеческие черты: в уголках жестко-очерченных губ — не то улыбку, не то игру нервов нежности, а в глазах — святую грусть, доброту и, как отмечал Серж Лифарь, неожиданную сентиментальность. 

Интимная нота образа усилена присутствием в портрете, преданной своему питомцу, старушки-няни Авдотьи. Она тонкой ниточкой памяти соединяет два далеких берега стремительного потока дягилевской жизни: счастливое детство в Перми и блистательное будущее в Париже. Между ними — 15 лет петербургской жизни.
#6
После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев приехал в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно обучаясь музыке у Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. 

Благодаря своему двоюродному брату Дмитрию Философову, он попал в кружок молодых интеллектуалов, называвших себя «невскими пиквикианцами» и, в дальнейшем, составивших ядро одного из самых значимых в русской культуре XX века творческого объединения «Мир искусства». 
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет С.П. Дягилева с няней

Время создания
1906
Размер
161x116 см
Техника
холст, масло
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Бакст Л.С. Коллекция работ

Программа премьеры балета «Les Élèves de Dupré»
Программа премьеры балета «Les Élèves de Dupré»
Музей театрального и музыкального искусства
Портрет с автографом Бунина И.А.
Портрет с автографом Бунина И.А.
Музей И.А. Бунина
Эдип в Колоне
Эдип в Колоне
Театральный музей имени А.А. Бахрушина
Оливковая роща в горах
Оливковая роща в горах
Псковский музей-заповедник
Большой благотворительный базар кукол
Большой благотворительный базар кукол
Российская государственная библиотека
Карнавал на улицах Парижа
Карнавал на улицах Парижа
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Древний ужас
Древний ужас
Государственный Русский музей
Женский портрет
Женский портрет
Симферопольский художественный музей
Графиня М.А. Келлер
Графиня М.А. Келлер
Зарайский кремль
Плакат, рекламирующий открытки Общества Красного Креста
Плакат, рекламирующий открытки Общества Красного Креста
Музей театрального и музыкального искусства
Портрет Дмитрия Философова
Портрет Дмитрия Философова
Дагестанский музей изобразительных искусств
Портрет Вальтера Нувеля
Портрет Вальтера Нувеля
Государственный Русский музей
Мир искусства. V год издания
Мир искусства. V год издания
Государственный Русский музей
Костюм Ивана Шувалова
Костюм Ивана Шувалова
Музей театрального и музыкального искусства
Дама в кресле
Дама в кресле
Государственный художественный музей Югры
Программа балета «Тщетная предосторожность»
Программа балета «Тщетная предосторожность»
Музей театрального и музыкального искусства
Портрет А.Н. Бенуа
Портрет А.Н. Бенуа
Государственный Русский музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%