#1
Леон Бакст
Дама в кресле
#3
#2
Портрет дамы в кресле Леон Бакст написал в 1900-х годах. В это время художник уже был известен столичной публике: он создавал декорации для главных постановок в Александринском и Михайловском театрах. Вместе с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым Бакст организовал общество «Мир искусства» и создавал гравюры для их журнала.
Бакст написал в те годы немало портретов известных людей: танцовщиков Вацлава Нижинского и Айседоры Дункан, поэтов Зинаиды Гиппиус и Андрея Белого.
#4
Заказов было так много, что в одном из писем Дягилеву Бакст замечал:
«Со всех сторон меня рвут на части, и каждый момент кажется неупустительно важным, без чего все слетит».
#5
О картине
#6
Кто позировал художнику для картины «Дама в кресле», точно неизвестно, однако искусствоведы предполагают, что Бакст изобразил французскую актрису Марсель Жоссе. В 1890-х годах она выступала на сцене Михайловского театра. Жоссе и Бакста связывали близкие отношения, ради неё художник оставил Петербург и перебрался в Париж. Роман с актрисой художник описал в автобиографической повести «Жестокая первая любовь».
Бакст выполнил портрет в приглушенной палитре лёгким мазком. Он работал в привычной манере: лицо модели выписал тонкими линиями, а фон — гибкими штрихами. Марсель Жоссе позировала в тёмном платье с воланами и высоким воротником. Натуральные меха, перекинутые через подлокотник, золочёная тесьма на одежде, поза модели — критики отмечали в картине черты салонного портрета, с намеренным приукрашиванием. Изначально так называли картины, которые участвовали в Парижском художественном Салоне. Однако позже салонное искусство выделили в отдельное направление.
Бакст выполнил портрет в приглушенной палитре лёгким мазком. Он работал в привычной манере: лицо модели выписал тонкими линиями, а фон — гибкими штрихами. Марсель Жоссе позировала в тёмном платье с воланами и высоким воротником. Натуральные меха, перекинутые через подлокотник, золочёная тесьма на одежде, поза модели — критики отмечали в картине черты салонного портрета, с намеренным приукрашиванием. Изначально так называли картины, которые участвовали в Парижском художественном Салоне. Однако позже салонное искусство выделили в отдельное направление.
#7
Портрет художник писал по заказу самой Жоссе и после разрыва с актрисой практически не выставлял. В 1903 году Леон Бакст женился на дочери известного коллекционера Павла Третьякова — Любови Гриценко.
Долгое время полотно находилось в частных коллекциях, в 2001 году его приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийска для собрания «Раритеты и художественные ценности». В 2011 году его портрет «Дама в кресле» вместе с другими экспонатами передали в новый Государственный художественный музей Ханты-Мансийска.
#8
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Дама в кресле
Время создания
1900-е годы
Размер
149,6x134,8 см
Техника
Холст, масло
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться