В экспозиции музея представлен костюм Тезея из трагедии Еврипида «Ипполит». Постановка состоялась в Александринском театре в 1902 году, а эскизы костюмов и декораций подготовил художник Лев (Леон) Бакст. Оформление спектакля стало одной из дебютных работ Бакста как театрального дизайнера. К началу XX века художник был знаком публике скорее как книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и участник художественного объединения «Мир искусства». Именно иллюстрации в одноименном журнале принесли художнику широкую известность.
В полном соответствии с программой «Мира искусства» Бакст полагал, что главным является эстетическое начало. В костюме Тезея в полной мере воплотились художественные особенности стиля художника. Этот костюм не копировал реальные черты исторической одежды, а претворял их в изящный, легкий и декоративный силуэт.
Интуиция и художественная чуткость руководили Бакстом и при создании декораций. В качестве подготовки Бакст делал зарисовки в Эрмитаже, знакомился с материалами раскопок Генриха Шлимана и Эдварда Эванса. В результате получились стилизованные в архаическом духе декорации с элементами греческой модели театра.
Решение пространства диктовало «правила игры». Сценическую конструкцию венчала древнегреческая «орхестра» с жертвенником — на протяжении спектакля на нее четыре раза выходил хор. С основным «просцениумом», на котором в основном шло действие, «орхестру» соединяли две боковые лестницы в пять ступеней.
Таким образом сцена зрительно делилась на два узких уровня, в которых располагались многофигурные группы. Зрительно это должно было напоминать вытянутый барельеф. Подобные декорации соответствовали и намерению режиссера Юрия Озарковского, который крайне ответственно отнесся к своей задаче и даже прослушал курс в Императорском Археологическом институте.
Впоследствии Лев Бакст совершил вместе с художником Валентином Серовым поездку в Грецию. Этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки позже легли в основу новых театральных декораций. Объемные, многослойные декорации и сказочные костюмы к спектаклям Русского балета Сергея Дягилева принесли художнику мировую известность.
Лев Бакст оформлял такие постановки Русских сезонов в Париже как «Клеопатра» и «Карнавал», «Шахерезада» и «Жар-птица», «Нарцисс» и «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Дафнис и Хлоя». Стилизации Бакста, его творческое переосмысление античных и восточных мотивов оказали влияние на мир европейского искусства.
В полном соответствии с программой «Мира искусства» Бакст полагал, что главным является эстетическое начало. В костюме Тезея в полной мере воплотились художественные особенности стиля художника. Этот костюм не копировал реальные черты исторической одежды, а претворял их в изящный, легкий и декоративный силуэт.
Интуиция и художественная чуткость руководили Бакстом и при создании декораций. В качестве подготовки Бакст делал зарисовки в Эрмитаже, знакомился с материалами раскопок Генриха Шлимана и Эдварда Эванса. В результате получились стилизованные в архаическом духе декорации с элементами греческой модели театра.
Решение пространства диктовало «правила игры». Сценическую конструкцию венчала древнегреческая «орхестра» с жертвенником — на протяжении спектакля на нее четыре раза выходил хор. С основным «просцениумом», на котором в основном шло действие, «орхестру» соединяли две боковые лестницы в пять ступеней.
Таким образом сцена зрительно делилась на два узких уровня, в которых располагались многофигурные группы. Зрительно это должно было напоминать вытянутый барельеф. Подобные декорации соответствовали и намерению режиссера Юрия Озарковского, который крайне ответственно отнесся к своей задаче и даже прослушал курс в Императорском Археологическом институте.
Впоследствии Лев Бакст совершил вместе с художником Валентином Серовым поездку в Грецию. Этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки позже легли в основу новых театральных декораций. Объемные, многослойные декорации и сказочные костюмы к спектаклям Русского балета Сергея Дягилева принесли художнику мировую известность.
Лев Бакст оформлял такие постановки Русских сезонов в Париже как «Клеопатра» и «Карнавал», «Шахерезада» и «Жар-птица», «Нарцисс» и «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Дафнис и Хлоя». Стилизации Бакста, его творческое переосмысление античных и восточных мотивов оказали влияние на мир европейского искусства.