Авторы карикатурных портретов и дружеских шаржей, посвященных знаменитым артистам балета и балетмейстерам Императорского Мариинского театра в Петербурге, — братья Николай (1869–1937 гг.) и Сергей Легат (1875–1905 гг.) — танцовщики, балетмейстеры, педагоги классической хореографии. Они вошли в историю театра как создатели альбома «Русский балет в карикатурах», изданного в 1903 году. Практически вся труппа Мариинского театра попала «на их карандаш». Каждый из этих графических рисунков — остроумный, порой язвительный, но беззлобный шарж, в котором чувствуется симпатия авторов к коллегам по театру. Карикатуры поражают виртуозностью рисунка и выразительностью образов персонажей.
Шарж М.М. Петипа
Время создания
1900-е годы
Размер
31,5x23,3 см
Техника
бумага, цветная литография
Коллекция
2
Открыть в приложении#4
#5
Перед Вами карикатура на Марию Мариусовну Петипа (1857–1930 гг.) — русскую артистку балета, дочь и ученицу прославленного балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Почти три десятилетия Мария Петипа занимала ведущее положение на амплуа характерной танцовщицы Императорского Мариинского театра. На карикатуре изображена полная дама с пышной прической, танцующая испанский танец. Из-под пышной юбки видны тонкие, изящные ноги с длинными стопами. В красивых кистях рук — кастаньеты, похожие на два сердца. Авторы этого шаржа явно иронизируют над нарочитой позой и чрезмерной экспрессией танцовщицы в исполнении балетных па. О бурном темпераменте Марии Петипа пишет и балетный критик Сергей Худеков.
#6
Она танцевала больше руками и преимущественно стреляла глазами. Весёлая по природе, красивая артистка с постоянно приятною и симпатичною улыбкою была всегда очень оживлена и энергична на сцене.
— писал балетный критик Сергей Худеков
#7
Хотя фигура Марии Петипа выглядит комично, но карикатура вызывает сочувствие к темпераментной танцовщице. Современники отмечали, что Мариус Иванович Петипа был требователен к артистам, но особенно жестко относился к дочери Марии. Чтобы угодить отцу, она иногда утрировала различные характерные позы, над чем и подшутили братья Легат. Мария Петипа была партнершей и гражданской женой Сергея Легата, будучи старше его на 18 лет. Во время создания карикатуры 45 –ти летняя балерина была уже довольно солидной по весу (в театральных кругах Петербурга ее звали — «комод»). По-видимому, ее полнота в то время не смущала любителей балета. Мария Мариусовна оказалась одной из самых популярных исполнительниц своего времени. Среди балетных артисток она оставила после себя самое большое количество фотографий. Мария Петипа была непревзойденной характерной танцовщицей, а технические недостатки в танце она искупала темпераментностью и внешней красотой.
#9
Приобретен у Макаровой Е.Н. в составе архива театроведа Макарова В.В. в 1953 г.
читать дальшескрыть
Шарж М.М. Петипа
Время создания
1900-е годы
Размер
31,5x23,3 см
Техника
бумага, цветная литография
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться