Яркий представитель русского реализма Иван Крамской родился в Острогожске в семье делопроизводителя. Родители надеялись, что сын станет писарем, как и его отец, однако мальчик с раннего детства увлекался рисунком. Сосед, художник-самоучка, научил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий живописец работал ретушером фотографий в Петербурге, а затем поступил в столичную Академию художеств.
В 1863 году молодой художник и его товарищи по Академии отказались писать конкурсные работы на тему, выбранную преподавателями. Они подали прошение о том, чтобы самим выбрать тему, но им отказали. В знак протеста 14 студентов ушли из Академии, не окончив ее. Это событие известно как «бунт четырнадцати». «Бунт» возглавил Иван Крамской, который предложил создать Артель независимых художников — своеобразную коммуну, где живописцы могли поддерживать друг друга и вести общее хозяйство. Художники арендовали просторное помещение, там у каждого была своя мастерская. Идея оказалась удачной: у них быстро появились заказы, и дела пошли в гору. Вскоре после распада Артели возникло знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. Крамской был одним из его основателей.
В «Портрете Гаврилова» художник создал образ нового человека своего времени. Он изобразил юношу из разночинцев, одного из тех, которые в 1860-е годы «оттепели» смело вошли в общественную жизнь, литературу и искусство, утверждая демократические принципы, принося с собой новый взгляд на русскую действительность. Среди них был и сам художник.
Портрет отличается простотой композиции и строгостью колорита, весь акцент — на внутреннем мире героя. Свет падает на правую сторону лица, выделяя человека резким контуром на темном фоне полотна. Перед нами молодой человек с юношески нежным лицом и едва пробивающимися усиками. Тем не менее в его чертах ощущается сильный, решительный характер. Большие умные глаза, смотрящие прямо на зрителя, уверенная поза — все выражает стойкую внутреннюю решительность.
Для портретов работы Ивана Крамского характерна проникновенность образа и прогрессивные критические суждения о действительности. В своих художественно-критических статьях и письмах Крамской отстаивал идею демократизации искусства, понимая его как образную форму выражения идеи.
В 1863 году молодой художник и его товарищи по Академии отказались писать конкурсные работы на тему, выбранную преподавателями. Они подали прошение о том, чтобы самим выбрать тему, но им отказали. В знак протеста 14 студентов ушли из Академии, не окончив ее. Это событие известно как «бунт четырнадцати». «Бунт» возглавил Иван Крамской, который предложил создать Артель независимых художников — своеобразную коммуну, где живописцы могли поддерживать друг друга и вести общее хозяйство. Художники арендовали просторное помещение, там у каждого была своя мастерская. Идея оказалась удачной: у них быстро появились заказы, и дела пошли в гору. Вскоре после распада Артели возникло знаменитое Товарищество передвижных художественных выставок. Крамской был одним из его основателей.
В «Портрете Гаврилова» художник создал образ нового человека своего времени. Он изобразил юношу из разночинцев, одного из тех, которые в 1860-е годы «оттепели» смело вошли в общественную жизнь, литературу и искусство, утверждая демократические принципы, принося с собой новый взгляд на русскую действительность. Среди них был и сам художник.
Портрет отличается простотой композиции и строгостью колорита, весь акцент — на внутреннем мире героя. Свет падает на правую сторону лица, выделяя человека резким контуром на темном фоне полотна. Перед нами молодой человек с юношески нежным лицом и едва пробивающимися усиками. Тем не менее в его чертах ощущается сильный, решительный характер. Большие умные глаза, смотрящие прямо на зрителя, уверенная поза — все выражает стойкую внутреннюю решительность.
Для портретов работы Ивана Крамского характерна проникновенность образа и прогрессивные критические суждения о действительности. В своих художественно-критических статьях и письмах Крамской отстаивал идею демократизации искусства, понимая его как образную форму выражения идеи.