По свидетельству академика И.П. Фалька, народы Казанской губернии, в том числе мари, содержали лошадей, коров, быков, коз, свиней. Имелась домашняя птица — куры, гуси и утки.
Обычно лошадей, коров и овец летом пасли на паровых залежах, лесных росчистях, лугах и в оврагах. Нередко для пастьбы скота рядом с мирским общинным полем загораживались участки земли. Предметом особой заботы и присмотра были «конские стада» деревенских дворохозяев.
Основная масса марийских крестьян имела в своем хозяйстве по две-три лошади. Во второй половине XIX века число безлошадных и бескоровных крестьян увеличилось.
Иногда деревенские жители нанимали и пастухов «кӱ́тӱчӧ». Пастух считался посредником между миром животных и миром человека, поэтому эта «должность» считалась сакральной. Пастухом мог быть физически здоровый, выносливый, владеющий каким-либо музыкальным инструментом молодой человек с приятной внешностью.
Для содержания скота в зимний период крестьяне загодя заготовляли сено, солому, мякину.
В представленной диораме можно увидеть женщину на сенокосе. В качестве сенокосов использовались луга, лесные поляны, «росчисти», залоги и «загоны». Косили сено косами литовками, а в лесных местах — косами-горбушами. Просушенное сено убирали граблями и вилами, затем метали его в копны и ставили стога. Время сенокоса зависело от погодных условий и могло занимать несколько недель. В этот период жили в специально устроенных шалашах.
Несмотря на большую физическую нагрузку, коллективный труд дарил радость общения. Особенно радовалась сенокосной поре молодежь: юноши и девушки на отдыхе с песнями и играми у костра имели возможность лучше узнать друг друга!