Экспозицию «Обряды жизненного цикла: традиционная культура народа мари XIX–XX веков» открывает диорама, посвященная рождению ребенка. В качестве родильного помещения мари использовали баню, реже избу. Баня считается семейным святилищем мари. Посещение бани перед молениями, семейными, общественными, индивидуальными обрядами всегда имело важное значение. Без мытья в бане член общества не допускался к семейным и общественным ритуалам. Марийцы верили, что после очищения телесно и духовно обретали силу и удачливость.
Согласно религиозным представлениям, в бане обитала монча кува — покровительница рожениц. Приглашенная на роды повитуха следила за правильностью хода родов, обрезала пуповину, мыла новорожденного. Мальчику пуповину обрезали на металлическом предмете, а девочке на веретене. Мальчика начинали мыть со спины, чтобы он вырос широкоплечим, крепким и здоровым, способным выполнять тяжелую физическую работу. Девочке омывали, прежде всего, лицо и ягодицы, чтобы была красивой и хорошо сложенной.
В воду для купания новорожденных клали серебряные монеты, что обеспечивало ребенку здоровье, а когда вырастет — и богатство. Для защиты от болезней и «дурного глаза» младенца символически парили рябиновым веником. После бани ребенка заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы он был любим отцом и находился под его защитой.
Во время первого купания повитуха старалась новорожденному как можно быстрее дать имя. Постоянное имя ребёнок получал через несколько дней. Обряд имянаречения проводил карт (жрец). Взяв плачущего ребенка на руки, он перечислял разные имена. При каком имени ребенок переставал плакать, тем его и нарекали.
В представлениях народа «Шочын ава юмо» (Богиня Мать Рождения), изображение которой вы видите на заднем плане диорамы, через 40 дней передает младенца «Суксо» (Ангелу), который охраняет его до конца жизни.