Важнейшим событием в жизни марийской семьи была свадьба. По традиции марийские свадьбы начинали играть в пятницу в период Семицкой недели или колошения зерновых (до или после Петрова дня).
Без музыки свадьба — не свадьба, поэтому волынщик и барабанщик — ее непременные участники. Волынщики («шÿ́вырзо») обладали особым социальным статусом, поэтому участие волынщика в свадебном ритуале считалось особенно престижным. За свою игру шÿ́вырзо и тÿ́мырзо награждались вышитыми рубашками или полотенцами.
В диораме представлен один из эпизодов свадебного обряда — приезд молодых в дом родителей жениха. Состав свадебного кортежа у богатого жениха мог достигать 41 человека. В таком случае от невесты могли ехать в гости к жениху примерно 10–15 человек.
Чтобы свадьба прошла благополучно, и семейная жизнь молодых была счастливой, проводили специальные обряды. Для защиты новобрачных от злых духов у входа во двор клали железный предмет, поверх которого стелили старую овчину, через который должны были пройти молодые. Перед тем как переступить порог дома, невеста клала на него серебряную монету, символически выкупая право прохода в дом жениха. Затем новобрачных усаживали за стол, предлагая отведать блюда из одной ложки.
Обратим внимание на костюм невесты. На новобрачную надевали специально приготовленную к свадьбе рубаху («кавынь тувыр»), свадебный кафтан («сыван»), поверх платка — меховую лисью шапку («рывыж упш»), лицо покрывали свадебным платком («вÿргенчык»). Свадебный наряд дополнялся украшениями: стеклянными бусами («янда́ шÿше́р»), ожерельем из монет и ракушек каури («шÿше́р»), серебряным кольцом («шийшерга́ш»), браслетом («кидшол»), нагрудным серебряным монисто («шийарша́ш»), серебряным поясом («шийянÿ́штö»). Украшения подчеркивали возраст, социальное и семейное положение девушки. В некоторых районах невестке не разрешалось снимать свадебную одежду и наряды до тех пор, пока она не забеременеет. Полноценным членом рода она становилась после первых родов.
На переднем плане — савуш или арвингы (дружка), неженатый друг жениха, и рядом с ним — тула́че (сваха). Савуш избирался из близких друзей и следил за порядком, соблюдением свадебных обычаев, контролировал действия свадебного поезда, давал команды для музыкального сопровождения обрядовых действий. Через плечо (по диагонали) ему перевязывали белое длинное полотенце, на конце которого пришивали колокольчики. Обязательным атрибутом саву́ша была свадебная плетка «сÿ́ан лу́пш» с разноцветными лентами и колокольчиками. Помахивая плеткой над своей головой во время плясок, он демонстрировал своё особое положение и отгонял злых духов. Сÿ́ан лу́пш использовали и для наказания нарушителей порядка. Савуш мог «огреть» плеткой виновных.
Без музыки свадьба — не свадьба, поэтому волынщик и барабанщик — ее непременные участники. Волынщики («шÿ́вырзо») обладали особым социальным статусом, поэтому участие волынщика в свадебном ритуале считалось особенно престижным. За свою игру шÿ́вырзо и тÿ́мырзо награждались вышитыми рубашками или полотенцами.
В доме родителей жениха невеста одаривала всех его родственников вышитыми полотенцами, будущего свекра — рубахой, свекровь — рубахой и головным убором.