Природно-географические условия способствовали длительному сохранению таких древних занятий, как охота, собирательство и бортничество.
В середине XIX в. этнографы отмечали, что у луговых мари охота занимает одно из первых мест. Более распространенными способами были различного типа ловушки: в виде капканов (атор, аспырь), силков из конского волоса (чучаш), ям (лудо) и западней (рудо).
В охоте использовали различные орудия — копья, рогатины, ножи, кремневые ружья (пычал). Практически до начала XX в. мари пользовались луком (янгеж) и стрелами (пикш). Стрелы имели тупой костяной цилиндрический или бочкообразный наконечник, который оглушал пушного зверя, не повреждая при этом мех. Выделанные шкуры продавали на местных рынках или сбывали приезжим скупщикам. Пи этом беличьи шкурки принимались за денежный эквивалент. Так кумыр (от кум ур — три белки) равнялся 1 копейке, латшымыр (17 белок) — 5 копейкам. Мари не охотились на лебедей, диких гусей и журавлей, так как считали это грехом.
Еще одно традиционное занятие мари — пчеловодство. Добывание меда диких пчел (ир мÿкш, текте мÿкш), живущих в дуплах борных деревьев ÿ (вопш), сохранилось среди мари вплоть до начала XX века. Обнаружив в лесу бортное дерево, нашедший ставил на стволе свой родовой знак — тисте. Отныне дерево считалось его собственностью. Например, согласно писцовым записям в 1685 году было зарегистрировано 742 борных дерева.
Для влезания на бортное дерево применяли сплетенные из сыромятной кожи или пеньки и лыка веревки с гнутой деревянной обувкой с острыми железными шипами, называемые маскайол (медвежьи лапы). С 1804 года государство запрещает выдел борных угодий и начинает поощрять переход на пасечное пчеловодство, которое легче было контролировать. Пасечникам отменяли плату оброка на пять лет, а за успехи награждали.
О значении этого промысла говорит тот факт, что ни одно моление в священной роще не проходило без обращения к богам Мÿкш Шочын (Создателю пчел), Мÿкш Пÿрышö (Предопределителю пчел), Мÿкш Суксо (Хранителю пчел). Мед (мÿй) и воск (шыште) шли на приготовление различных блюд, напитков, лекарств, свечи.
В середине XIX в. этнографы отмечали, что у луговых мари охота занимает одно из первых мест. Более распространенными способами были различного типа ловушки: в виде капканов (атор, аспырь), силков из конского волоса (чучаш), ям (лудо) и западней (рудо).
В охоте использовали различные орудия — копья, рогатины, ножи, кремневые ружья (пычал). Практически до начала XX в. мари пользовались луком (янгеж) и стрелами (пикш). Стрелы имели тупой костяной цилиндрический или бочкообразный наконечник, который оглушал пушного зверя, не повреждая при этом мех. Выделанные шкуры продавали на местных рынках или сбывали приезжим скупщикам. Пи этом беличьи шкурки принимались за денежный эквивалент. Так кумыр (от кум ур — три белки) равнялся 1 копейке, латшымыр (17 белок) — 5 копейкам. Мари не охотились на лебедей, диких гусей и журавлей, так как считали это грехом.
Еще одно традиционное занятие мари — пчеловодство. Добывание меда диких пчел (ир мÿкш, текте мÿкш), живущих в дуплах борных деревьев ÿ (вопш), сохранилось среди мари вплоть до начала XX века. Обнаружив в лесу бортное дерево, нашедший ставил на стволе свой родовой знак — тисте. Отныне дерево считалось его собственностью. Например, согласно писцовым записям в 1685 году было зарегистрировано 742 борных дерева.
Для влезания на бортное дерево применяли сплетенные из сыромятной кожи или пеньки и лыка веревки с гнутой деревянной обувкой с острыми железными шипами, называемые маскайол (медвежьи лапы). С 1804 года государство запрещает выдел борных угодий и начинает поощрять переход на пасечное пчеловодство, которое легче было контролировать. Пасечникам отменяли плату оброка на пять лет, а за успехи награждали.
Таким образом произошел постепенный переход к домашнему пчеловодству. Занятие пчеловодством (бортное, ульевое) требовало много времени и затрат. Поэтому число пчеловодов сокращалось. Лишь состоятельные марийские семьи и иногда середняки могли позволить себе иметь крупные пасеки (мукш отар), насчитывавшие до 180 ульев и колод пчел.
О значении этого промысла говорит тот факт, что ни одно моление в священной роще не проходило без обращения к богам Мÿкш Шочын (Создателю пчел), Мÿкш Пÿрышö (Предопределителю пчел), Мÿкш Суксо (Хранителю пчел). Мед (мÿй) и воск (шыште) шли на приготовление различных блюд, напитков, лекарств, свечи.