Вторая половина лета и осень были самым трудоемким и напряженным периодом в уборке урожая у народа мари. Уборка требовала колоссальных усилий от всей семьи.
Со второй половины июля начиналась уборка озимой ржи. Она сопровождалась языческим обрядом в честь нового урожая — Угинде пайрем, то есть праздником нового хлеба, во время которого проводились семейные моления с приглашением родственников и соседей.
Одновременно с уборкой сеяли озимые, возили и скирдовали хлеб, освобождая поле для пастьбы скота. В страдную пору общинники прибегали к «помочи» («вума», «ума») — во время сенокоса, жатвы и обмолота как деревенские кулаки, так и беднота «за угощение» просили соседей и сородичей оказать безотлагательную помощь. Такие общинные помочи имели место и в других работах.
Уборка урожая завершалась традиционным языческим молением с жертвоприношением в священной роще, игрой на берестяных трубах с благодарностью своим богам-покровителям и надеждой на хороший урожай в следующем году.
Осенью, в погожие дни, начинался обмолот нового урожая. Он продолжался обычно до поздней осени. Перед обмолотом снопы сушили, используя как традиционные овины-шиши («марла авун»), так и еще только распространявшиеся срубные («рушла авун»). Для обмолота использовали цепа, иногда — деревянный каток — «медведь».
Со второй половины июля начиналась уборка озимой ржи. Она сопровождалась языческим обрядом в честь нового урожая — Угинде пайрем, то есть праздником нового хлеба, во время которого проводились семейные моления с приглашением родственников и соседей.
В начале августа поспевали яровые хлеба. Мари выращивали овес («шÿльо», «шӹльӹ»), гречиху («шемшидан»), ячмень («шож»), пшеницу («шыдан») и другие зерновые культуры. Колосья жали серпами («сорла», «сарла») или косили косой. В страдную пору родители, уходя в поле на целый день, брали детей с собой. Малыши спали в зыбках-переносках под присмотром старших детей или других родственников. По случаю уборки урожая женщины надевали праздничный костюм. Перед нами женщина в костюме луговых мари приволжской локальной группы. Согласно представлениям мари, вышивка на ее одежде закрывает все швы, грудной разрез, спину, обшлаги рукавов и подол рубахи. Фартук и пояс также выступали в роли оберегов.
Одновременно с уборкой сеяли озимые, возили и скирдовали хлеб, освобождая поле для пастьбы скота. В страдную пору общинники прибегали к «помочи» («вума», «ума») — во время сенокоса, жатвы и обмолота как деревенские кулаки, так и беднота «за угощение» просили соседей и сородичей оказать безотлагательную помощь. Такие общинные помочи имели место и в других работах.
Уборка урожая завершалась традиционным языческим молением с жертвоприношением в священной роще, игрой на берестяных трубах с благодарностью своим богам-покровителям и надеждой на хороший урожай в следующем году.
Осенью, в погожие дни, начинался обмолот нового урожая. Он продолжался обычно до поздней осени. Перед обмолотом снопы сушили, используя как традиционные овины-шиши («марла авун»), так и еще только распространявшиеся срубные («рушла авун»). Для обмолота использовали цепа, иногда — деревянный каток — «медведь».