Похоронно-поминальные обряды способствовали переходу умершего из мира живых в загробный мир («вес тÿня»), устранению препятствий на этом пути и созданию условий для дальнейшего существования погребенного на том свете. Мари относились к смерти спокойно: человек родился, оставил после себя потомков и должен уйти в другой мир.
Смертную одежду готовили заранее. В случае неожиданной смерти в качестве погребальной одежды использовался свадебный костюм. Девушке в гроб клали женский головной убор той или иной этнической группы с пожеланием «замужества на том свете».
До середины XIX века в качестве гроба («колотка») использовали выдолбленную из ствола дерева колоду или лубок. В сколоченном из досок гробу делали специальное окошечко, откуда якобы умерший наблюдал за событиями на земле. В гроб клали сменное белье, кошелек с монетами, мешочек с гостинцами (блины, творожные лепешки, орехи) для умерших родственников. В старину ушедших в мир иной снабжали тем, чем они пользовались при жизни. Мужчинам клали в гроб нож, топор, кочедык для плетения лаптей, женщинам — холст, нитки и иголку, детям — игрушки. Тело покрывали холстом, поверх которого вдоль тела протягивали нити красного, черного и зеленого цветов. Считалось, что при помощи этих нитей умерший, как на качелях, должен спуститься в загробный мир.
На могиле ставили домовину, а восточные мари — еще и столб или шест с полотенцем и с вырезанной из дерева фигуркой кукушки (символ печали и утраты).
Поминовение покойника устраивали на третий, седьмой и сороковой день. В соответствии с обычаем на сороковой день назначалось лицо, замещающее умершего, при этом «заместитель» надевал его одежду и добросовестно исполнял свою роль. Нередко взрослые люди еще при жизни называли имя того, кого они хотели бы видеть вместо себя на будущих сороковинах. Это мог быть друг, сосед, хороший знакомый. Считалось, что утром сорокового дня душа окончательно уходит из мира живых на суд загробных владык и может быть отпущена домой лишь на время поминальных дней.
Важную роль в жизни марийской семьи играл культ предков. Любой праздник, любая физическая работа всегда начинались с поминовения умерших родственников, так как мари верили, что те все видят, слышат и оказывают живущим содействие во всех делах.
Смертную одежду готовили заранее. В случае неожиданной смерти в качестве погребальной одежды использовался свадебный костюм. Девушке в гроб клали женский головной убор той или иной этнической группы с пожеланием «замужества на том свете».
До середины XIX века в качестве гроба («колотка») использовали выдолбленную из ствола дерева колоду или лубок. В сколоченном из досок гробу делали специальное окошечко, откуда якобы умерший наблюдал за событиями на земле. В гроб клали сменное белье, кошелек с монетами, мешочек с гостинцами (блины, творожные лепешки, орехи) для умерших родственников. В старину ушедших в мир иной снабжали тем, чем они пользовались при жизни. Мужчинам клали в гроб нож, топор, кочедык для плетения лаптей, женщинам — холст, нитки и иголку, детям — игрушки. Тело покрывали холстом, поверх которого вдоль тела протягивали нити красного, черного и зеленого цветов. Считалось, что при помощи этих нитей умерший, как на качелях, должен спуститься в загробный мир.
На могиле ставили домовину, а восточные мари — еще и столб или шест с полотенцем и с вырезанной из дерева фигуркой кукушки (символ печали и утраты).
Поминовение покойника устраивали на третий, седьмой и сороковой день. В соответствии с обычаем на сороковой день назначалось лицо, замещающее умершего, при этом «заместитель» надевал его одежду и добросовестно исполнял свою роль. Нередко взрослые люди еще при жизни называли имя того, кого они хотели бы видеть вместо себя на будущих сороковинах. Это мог быть друг, сосед, хороший знакомый. Считалось, что утром сорокового дня душа окончательно уходит из мира живых на суд загробных владык и может быть отпущена домой лишь на время поминальных дней.
Важную роль в жизни марийской семьи играл культ предков. Любой праздник, любая физическая работа всегда начинались с поминовения умерших родственников, так как мари верили, что те все видят, слышат и оказывают живущим содействие во всех делах.