Георгий Победоносец на чёрном коне
Время создания
Вторая половина XV века
Размер
63,5x49,8 см
63,5х49,8х2,2 см
63,5х49,8х2,2 см
Техника
Дерево, темпера
1
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Георгий Победоносец на черном коне
#9
#2
Икона «Георгий Победоносец на чёрном коне» появилась во второй половине XV века в Новгороде. Великомученик Георгий — один из наиболее почитаемых святых в Древней Руси. Он жил в III веке нашей эры в Малой Азии и пострадал во время гонений на христиан: восемь дней пленника жестоко пытали, после чего отрубили голову.
#4
Икона «Святой Георгий», XVII век. Источник: Государственная Третьяковская галерея.
Его имя носили князья — в честь этого святого назвали и основателя Москвы, Юрия Долгорукого. Резной портрет Победоносца, выполненный из белого камня, украшал ворота Спасской башни Московского кремля, а затем и герб современной столицы. В 1769 году Екатерина II учредила орден за военные успехи имени Святого Георгия.
На иконах Георгия изображали молодым воином.
#7
Сюжет
#5
Самым распространённым сюжетом стала сцена сражения со змеем из византийской легенды «Чудо о змие». В ней рассказывается, как Георгий спас мифический город Ласию от чудовища, которое пожирало людей. Обычно на полотне можно увидеть Георгия верхом на коне, у его ног лежит поверженный змей, а в более поздних вариантах — звероподобный дракон. Слева внизу рисовали нору, в правой части иконы помещали силуэт городских стен и портрет царской четы. На фоне вдали виднелись скалы и скудная растительность, это была одна из первых икон с пейзажем. В коллекции Ханты-Мансийского музея представлен упрощенный иконописный сюжет — без детального фона.
#8
Техника
#6
Икону писали на деревянной основе. Её вырезали из сердцевины бревна, которое предварительно высушивали. В ход чаще всего шла липа и ясень, но иногда распиливали и дорогой привозной кипарис. Там, где нужно было писать лики, мастера снимали верхний слой пластины, оставляя края: они служили рамкой для иконы. Сверху наклеивали паволоку — тонкую льняную ткань, которую покрывали левкасом. Так называлась специальная смесь из мела, клея и масла. На левкас наносилось основное изображение. Иконописцы использовали темперу. Её изготавливали из порошкового пигмента и яичного желтка. Готовую икону покрывали вареным льняным маслом. Иногда образ помещали в тисненый оклад из тонкого серебра или сусального золота.
«Георгий Победоносец на чёрном коне» многие века находился в новгородских храмах, а после революции попал в частное собрание. В 2000 году икону выкупили для Художественной галереи Фонда поколений, а через 10 лет, в 2011 году, передали в музей в Ханты-Мансийске.
«Георгий Победоносец на чёрном коне» многие века находился в новгородских храмах, а после революции попал в частное собрание. В 2000 году икону выкупили для Художественной галереи Фонда поколений, а через 10 лет, в 2011 году, передали в музей в Ханты-Мансийске.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Георгий Победоносец на чёрном коне
Время создания
Вторая половина XV века
Размер
63,5x49,8 см
63,5х49,8х2,2 см
63,5х49,8х2,2 см
Техника
Дерево, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться