Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Георгий Победоносец на чёрном коне

Время создания
Вторая половина XV века
Размер
63,5x49,8 см
63,5х49,8х2,2 см
Техника
Дерево, темпера
1
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Георгий Победоносец на черном коне
#9

О святом

#2
Икона «Георгий Победоносец на чёрном коне» появилась во второй половине XV века в Новгороде. Великомученик Георгий — один из наиболее почитаемых святых в Древней Руси. Он жил в III веке нашей эры в Малой Азии и пострадал во время гонений на христиан: восемь дней пленника жестоко пытали, после чего отрубили голову.
#4
Икона «Святой Георгий», XVII век. Источник: Государственная Третьяковская галерея.
Его имя носили князья — в честь этого святого назвали и основателя Москвы, Юрия Долгорукого. Резной портрет Победоносца, выполненный из белого камня, украшал ворота Спасской башни Московского кремля, а затем и герб современной столицы. В 1769 году Екатерина II учредила орден за военные успехи имени Святого Георгия.

На иконах Георгия изображали молодым воином.
#7

Сюжет

#5
Самым распространённым сюжетом стала сцена сражения со змеем из византийской легенды «Чудо о змие». В ней рассказывается, как Георгий спас мифический город Ласию от чудовища, которое пожирало людей. Обычно на полотне можно увидеть Георгия верхом на коне, у его ног лежит поверженный змей, а в более поздних вариантах — звероподобный дракон. Слева внизу рисовали нору, в правой части иконы помещали силуэт городских стен и портрет царской четы. На фоне вдали виднелись скалы и скудная растительность, это была одна из первых икон с пейзажем. В коллекции Ханты-Мансийского музея представлен упрощенный иконописный сюжет — без детального фона.
#8

Техника

#6
Икону писали на деревянной основе. Её вырезали из сердцевины бревна, которое предварительно высушивали. В ход чаще всего шла липа и ясень, но иногда распиливали и дорогой привозной кипарис. Там, где нужно было писать лики, мастера снимали верхний слой пластины, оставляя края: они служили рамкой для иконы. Сверху наклеивали паволоку — тонкую льняную ткань, которую покрывали левкасом. Так называлась специальная смесь из мела, клея и масла. На левкас наносилось основное изображение. Иконописцы использовали темперу. Её изготавливали из порошкового пигмента и яичного желтка. Готовую икону покрывали вареным льняным маслом. Иногда образ помещали в тисненый оклад из тонкого серебра или сусального золота.

«Георгий Победоносец на чёрном коне» многие века находился в новгородских храмах, а после революции попал в частное собрание. В 2000 году икону выкупили для Художественной галереи Фонда поколений, а через 10 лет, в 2011 году, передали в музей в Ханты-Мансийске.
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Георгий Победоносец на чёрном коне

Время создания
Вторая половина XV века
Размер
63,5x49,8 см
63,5х49,8х2,2 см
Техника
Дерево, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%