Картина «Зима в Борисоглебске» написана предположительно в 1881 году и является одним из пейзажей, созданных Алексеем Павловичем Боголюбовым после серии путешествий по Волге. В своих поездках художник написал многочисленные этюды волжских городов, которые легли затем в основу больших пейзажных полотен.
На картине запечатлен вид правого берега Волги, Борисоглебской стороны, и Воскресенский собор, построенный в XVII веке. Пейзаж представляет собой вытянутую по вертикали композицию, в которой художник решает сложные с точки зрения живописи задачи изображения белокаменного собора на белом снегу, тонкого соотношения заснеженных берез, лодок и реки с белизной неба. Тонущее в туманном мареве, сквозь которое едва просвечивает солнце, небо занимает большую часть пейзажа. Автор стремится к передаче правдивого и реального состояния природы, ему блестяще удается выразить настроение морозного зимнего дня, тишину и особую прелесть русской зимы.
Алексей Петрович Боголюбов родился в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года и был внуком А. Н. Радищева. Он воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, затем в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, который окончил в звании мичмана. Служил на Балтийском флоте. Художественное образование получил в Императорской академии художеств, где состоял в классах пейзажной и батальной живописи. С 1872 года жил в основном в Риме и Париже, ежегодно приезжая в Россию. Парижская мастерская Боголюбова была центром творческой жизни колонии русских художников-пенсионеров. Живописец стал основателем Саратовского Боголюбовского рисовального училища и Саратовского Радищевского музея, над которым он взял пожизненное попечительство.
Выдающийся маринист, создатель живописной истории русского флота, общественный деятель Алексей Петрович Боголюбов в своем творчестве прошел путь от академического романтизма до реализма. С первых лет существования Товарищества передвижных художественных выставок он был его экспонентом, а с 1873 года — одним из самых деятельных и влиятельных членов правления. С передвижниками Боголюбова, духовного наследника своего знаменитого деда, сближала верность принципам реалистического и демократического искусства.