В экспозиции Энгельсского краеведческого музея представлена картина Якова Яковлевича Вебера «Беляна на Волге», которой сам художник дорожил и считал одной из своих безусловных творческих удач.
Беляна — деревянная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам в XIX — начале XX века. Беляны использовались в основном в России для сплава по Волге и Каме. Эти судна достигали длины 100 метров, ширины 25 метров и высоты 5 метров. Грузоподъемность белян составляла до 10 тонн. Беляны сооружались только на один рейс вниз по течению. Таким образом с верховьев Волги лес доставлялся в Саратов, Камышин, Царицын и другие города, где подсушившаяся за время сплава древесина вместе с самой беляной разбиралась на дрова или для дальнейшей обработки на лесопильные заводы. За сезон по Волге сплавлялось до 500 белян, и потому эти необычные суда со временем стали привычной частью летнего волжского пейзажа.
В картине «Беляна на Волге» художник намеренно использует низкую линию
горизонта, что придает изображению особую величественность и панорамность.
Любопытен и выбор ракурса, с которого Вебер изображает гигантскую барку-беляну:
зритель смотрит не с берега, а будто находясь сам на воде, отчего еще более
отчетливо видны внушительные размеры необычного судна. Интересна эта картина и
с исторической точки зрения: Яков Яковлевич довольно точно изображает беляну.
Бревенчатое двухпалубное судно с видимой носовой частью и длинным рулем, с
двумя домами наверху (по бокам), объединенными аркой (мостиком) с тремя
башенками-куполами. У борта нижней палубы и на верхнем ярусе видны фигурки
людей. Слева к беляне подплывает маленькая лодка с людьми. Справа к борту
привязана плоскодонная лодка. Однако, несмотря на всю реалистичность
изображения, Веберу удалось передать красоту волжской природы, запечатлеть
время. Большую часть полотна занимает водная гладь, на поверхности которой
отражается облачное небо, вдалеке — низенький утес и тонкая линия
противоположного берега, почти сливающаяся с линией горизонта.