В коллекции Энгельсского краеведческого музея хранится живописный этюд Якова Яковлевича Вебера «Лодка у берега». Этюд был написан в 1905 году на Волге, куда из Петербурга из-за революционных событий пришлось уехать художнику. Кровавое воскресенье 9 января, расстрел безоружных демонстрантов всколыхнули общественность. Бастовала и молодежь в Академии художеств. Боясь революционного движения среди учащихся, царское правительство распорядилось прервать занятия, которые возобновились только через два года. Все это время художник жил и работал в немецком селении Мюльберг (Щербаковка), расположенном южнее Саратова на живописном берегу Волги, куда Вебер ездил каждое лето, будучи студентом, снимая там дачу. Однако представленный этюд был написан в селе Ровное (Зельман).
Веберовские этюды, как правило, горизонтальные, больших размеров. Не
исключение и «Лодка у берега». На полотне изображен тихий летний день.
Легкий ветерок слегка колышет поверхность воды. Вдали на горизонте
виднеется полоска изумрудно-зеленых островов. Огромная лодка с вертикалью
мачты образует центр композиции. Мастерски передана воздушная среда
и живописная водная гладь с разнообразием тончайших цветовых нюансов
в трактовке воды и неба. Краски обретают глубину, создают изысканную
гамму оттенков теплого, золотистого, голубовато-серебристого тона. Спокойная
уравновешенность композиции передает ощущение величия и красоты. Эти черты
будут характерны для многих волжских пейзажей художника. Примечательно, что у
Вебера в основном небольшой круг излюбленных сюжетов, которые он
варьирует. Это различные состояния Волги с изображенными на воде
лодками, баржами, плотами, пароходами или без них. Сосредоточив свое
творчество в течение всей жизни на разработке нескольких близких
сюжетов, художник добился великолепных результатов в их воплощении.
Высокое мастерство Вебера дает право назвать Волгу веберовской, как привычные
коровинские розы, жуковские гостиные, туржанские лошадки, степановские охоты,
малявинские бабы.