В экспозиции Энгельсского краеведческого музея представлена одна из самых известных картин мастера волжского пейзажа Якова Яковлевича Вебера «Лодка с парусом».
Сам художник назвал свою работу «При полном парусе». Мотив бушующей стихии всегда привлекал внимание Вебера. На полотне изображен типичный волжский пейзаж за пару мгновений до смены погоды: беспокойное небо темно-синего цвета с грозовыми тучами, помутневшая вода, на заднем плане вдалеке виднеется полоса песчаного берега с перелеском. Картина полна ожидания надвигающегося шторма. Смутившаяся водная гладь на картине будто сжимает лодку, помещенную в центр композиции. В лодке три мужские фигуры в ярких цветных рубахах, они балансируют на небольшом судне. Удивительно точно написанные волны мысленно отсылают к полотнам Ивана Константиновича Айвазовского. Однако, в отличие от великого мариниста, Яков Вебер достиг невероятного мастерства в изображении именно речной воды.
Известно, что первой картиной Якова Яковлевича Вебера стала «Гибель
парохода „Вера“», написанная в 1886 году. Этот почтовый пароход был одним из
самых быстроходных на Нижней Волге. Однажды ночью, находясь недалеко от
Ровного, он загорелся. Юный Яков Вебер оказался свидетелем происшествия, и оно
произвело на него очень сильное впечатление. Позже зародившаяся у начинающего
художника страсть к драматическим сюжетам привела его к мыслям о создании
картины «Утес» на знаменитый сюжет легенды о Степане Разине, бросившем в пучину
волжских вод свою невесту. Однако разочарованный в том, как выглядит утес,
рядом с которым разворачивалась история Степана Разина, Вебер передумал ее
писать. Дальнейшее творчество Якова Яковлевича было тесно связано с темой
волжской природы, ее первозданной красотой и могуществом. Стиль письма
художника до конца жизни оставался традиционным, напоминающим мастеров второй
половины XIX века. В некотором смысле Вебер был наследником традиции
дореволюционной русской пейзажной живописи, что не всегда вписывалось в
представления о новом советском искусстве.