В акварельном виде затемненного Ленинграда 1941 года городской пейзаж предстает едва различимым и мало узнаваемым. Большую часть картины занимает небо, написанное в тревожных неестественных тонах. Все это в совокупности вызывает щемящее и тревожное чувство.
Затемненный город
Время создания
1941
Размер
41,1x65,3 см
Техника
Бумага, акварель
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Лепорская А.А.
Затемненный город
#2
#3
Такой вид города с высоты птичьего полета, или, точнее, с высоты крыш, Лепорская часто имела возможность наблюдать в годы блокады, так как была мобилизована в отряд противопожарной обороны и дежурила на крышах по ночам.
#4
Композиционные и колористические ходы отсылают с одной стороны к живописи Андре Дерена, с творческим методом которого Лепорская была знакома и глубоко его прочувствовала, с другой стороны — к поэтике экспрессионизма. В целом в блокадной серии акварелей Лепорская предстает как экспрессионистка, и это направление и его находки действительно наиболее адекватны суровым и ужасным реалиям военного времени.
#5
Экспрессионизм, который с одной стороны был реакцией на первую мировую войну с ее ужасами индустриального перемалывания жизней, с другой он как бы «предвосхитил» трагическую историю двадцатого века и «вооружил» художников изобразительными средствами, подходящими для передачи бесчеловечного ужаса человеческой истории.
#9
Затемненный город с его небом, как будто наделенным собственной враждебной волей отсылает также к известному «экспрессионистскому до экспрессионизма» городскому пейзажу, в котором зловещее небо играет заглавную роль — это «Вид Толедо» кисти Эль Греко.
Эль Греко. Вид Толдео. 1599–1600. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
#7
Довлеющая роль неба словно говорит о том, что город оказывается в руках высших сил, Бога или Судьбы, и не принадлежит более людям. То, что город «затемнен», лишен современных достижений, как бы погружает его и во тьму средневековья. Он оказывается местом вне времени и пространства, вне собственного смысла, так как это уже не удобное жилище для людей, а вместилище людских страданий. Лепорской вполне удается передать эту безысходность очень скупыми и простыми средствами, достичь мощно действующего контраста трагедийного накала и будничности.
#8
Этот пейзаж, как и другие пейзажи блокадной серии, является особым типом документа, как бы эмоциональным фотоснимком блокадного времени. В блокадных пейзажах кристаллизуется дарование Лепорской, она свободно и, видимо, спонтанно использует все наработки, которые освоила за годы ученичества.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Затемненный город
Время создания
1941
Размер
41,1x65,3 см
Техника
Бумага, акварель
Коллекция
Выставка
4

Открыть в приложении
Поделиться