Анна Лепорская провела в Ленинграде все блокадные дни. Она, как и многие представители интеллигенции и творческих профессий, участвовала в подготовке к эвакуации произведений из собрания Эрмитажа, упаковывая старинную мебель для отправки, затем работала в госпитале, покрывала лаком мины. Во время этой последней работы зимой 1941-1942 она отморозила пальцы и слегла с дистрофией и цингой.
Группа ПВО на Фонтанке
Время создания
1942
Размер
47,7x51,8 см
Техника
бумага, акварель, гуашь, белила
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Лепорская А.А.
Группа ПВО на Фонтанке
#2
#3
Именно в эту зиму и написан акварельно-гуашевый этюд «Группа ПВО на Фонтанке».
Как и во всей блокадной серии акварелей, в сюжете нет эпической героики, Лепорская работает скорее с подтекстом.
На первый взгляд — это просто романтичный Петербургский пейзаж с аркой моста в центре. Такой тип композиции городского вида Петербурга-Петрограда-Ленинграда художники очень часто выбирали, наверное, со времен его основания. Только приглядевшись внимательнее можно заметить, до какой степени город занесен снегом.
#4
Так, небольшая, не самая значительная деталь городской жизни показывает военное время, причем не с героической, а с ежедневной рутинной стороны, со стороны ежечасной борьбы городских жителей за собственное выживание — и за победу.
Сама Лепорская пишет в дневнике о зиме 1942 года:
#5
Меня поставили на производство, на завод, делавший мины. Ходить надо было больше десяти километров. Я присаживалась на сугробы, но приходила вовремя. Промерзший цех, промерзшие корпуса, которые надо было покрыть изнутри лаком.
Работали в ватниках, но мину надо было держать пальцами без перчаток — и они у меня обморозились. Зато удовлетворение большое — мины прямо из-под рук шли на фронт.
Так прошло около двух месяцев, после которых меня свалили дистрофия и цинга.
#6
С такой же будничной интонацией, без смакования страданий или геройства, говорят и военные акварели Лепорской.
Драматизм изображения достигается экспрессивной трактовкой формы деревьев и скупым строгим колоритом. По свидетельствам многих современников Петербург-Ленинград был особенно прекрасен в годы войн и революций, когда его улицы были пустынны и холодны.
Драматизм изображения достигается экспрессивной трактовкой формы деревьев и скупым строгим колоритом. По свидетельствам многих современников Петербург-Ленинград был особенно прекрасен в годы войн и революций, когда его улицы были пустынны и холодны.
Возможно, именно тогда и Анна Лепорская, родившаяся в Украине и учившаяся живописи во Пскове, так тонко прочувствовала красоту и стиль города и сроднилась с ним, что в полной мере отразилось не только в ее живописи, но и в строгих формах сервиза «Ленинград» 1961 года.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Группа ПВО на Фонтанке
Время создания
1942
Размер
47,7x51,8 см
Техника
бумага, акварель, гуашь, белила
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться