Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Анна Лепорская»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Группа ПВО на Фонтанке

Время создания
1942
Размер
47,7x51,8 см
Техника
бумага, акварель, гуашь, белила
0
Открыть в приложении
#1
Лепорская А.А.
Группа ПВО на Фонтанке
#2
Анна Лепорская провела в Ленинграде все блокадные дни. Она, как и многие представители интеллигенции и творческих профессий, участвовала в подготовке к эвакуации произведений из собрания Эрмитажа, упаковывая старинную мебель для отправки, затем работала в госпитале, покрывала лаком мины. Во время этой последней работы зимой 1941-1942 она отморозила пальцы и слегла с дистрофией и цингой.
#3
Именно в эту зиму и написан акварельно-гуашевый этюд «Группа ПВО на Фонтанке». 

Как и во всей блокадной серии акварелей, в сюжете нет эпической героики, Лепорская работает скорее с подтекстом. 

На первый взгляд — это просто романтичный Петербургский пейзаж с аркой моста в центре. Такой тип композиции городского вида Петербурга-Петрограда-Ленинграда художники очень часто выбирали, наверное, со времен его основания. Только приглядевшись внимательнее можно заметить, до какой степени город занесен снегом.
#4
Так, небольшая, не самая значительная деталь городской жизни показывает военное время, причем не с героической, а с ежедневной рутинной стороны, со стороны ежечасной борьбы городских жителей за собственное выживание — и за победу. 

Сама Лепорская пишет в дневнике о зиме 1942 года:
#5
Меня поставили на производство, на завод, делавший мины. Ходить надо было больше десяти километров. Я присаживалась на сугробы, но приходила вовремя. Промерзший цех, промерзшие корпуса, которые надо было покрыть изнутри лаком. 

Работали в ватниках, но мину надо было держать пальцами без перчаток — и они у меня обморозились. Зато удовлетворение большое — мины прямо из-под рук шли на фронт. 

Так прошло около двух месяцев, после которых меня свалили дистрофия и цинга.
#6
С такой же будничной интонацией, без смакования страданий или геройства, говорят и военные акварели Лепорской.
 
Драматизм изображения достигается экспрессивной трактовкой формы деревьев и скупым строгим колоритом. По свидетельствам многих современников Петербург-Ленинград был особенно прекрасен в годы войн и революций, когда его улицы были пустынны и холодны. 

Возможно, именно тогда и Анна Лепорская, родившаяся в Украине и учившаяся живописи во Пскове, так тонко прочувствовала красоту и стиль города и сроднилась с ним, что в полной мере отразилось не только в ее живописи, но и в строгих формах сервиза «Ленинград» 1961 года.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Группа ПВО на Фонтанке

Время создания
1942
Размер
47,7x51,8 см
Техника
бумага, акварель, гуашь, белила
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%