Сельский пейзаж с нежно написанным с акварельными потёками небом носит не название, а скорее просто «привязку к месту». Лепорская, скорее всего, просто пометила, где именно написан этюд.
1 / 2
Дедовичи. Деревня. Заполье
Время создания
1932
Размер
30,6x43,7 см
Техника
бумага, акварель, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Лепорская А.А.
Дедовичи. Деревня. Заполье
#2
#3
Сложно отнести этюд к какому-то конкретному направлению в живописи, он может быть интерпретирован и как импрессионистский, и как экспрессионистский. Обращает на себя внимание нетривиальный композиционный ход, когда большая часть поверхности листа отдана небу. Видимо, художнице понравились световые и цветовые эффекты на облаках, но это также придает картине некоторый смысловой оттенок — небо, вместилище божественного, становится главным.
#4
Примерно также, с диспропорцией в пользу неба, распределяется пространство фонов в крестьянском цикле Малевича, создаваемом примерно в это же время. Такой же прием использует Лепорская в этюде блокадного времени «Затемненный город», интересно рассматривать эти два этюда в паре. Они составляют друг с другом разительный контраст: город — деревня, идиллия — трагедия. В этом случае один и тот же композиционный прием служит для разных целей и везде применяется Лепорской с успехом.
#5
Дедовичи. Деревня. Заполье. 1932 / Затемненный город. 1941
#6
С точки зрения ассоциаций и реминисценций — и по композиции, и по манере письма со смакованием перетекания красок друг в друга — этюд напоминает пейзажные произведения немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде, работы которого спустя недолгое время будут включены в знаменитую Выставку дегенеративного искусства. Несмотря на свою верность идеалам нацизма, Нольде попадет в опалу и лишится права на профессию на все время нацистского режима.
В этом есть рифма не только визуальная, но и в судьбах художников русского авангарда. Вполне разделяя революционные большевистские устремления, они оказались не нужны режиму и задвинуты на дальнюю полку.
Визуальные пристрастия диктаторов двух самых значительных тоталитарных режимов XX века оказались очень близки и в обоих тоталитарных мирах авангарду места не нашлось.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Дедовичи. Деревня. Заполье
Время создания
1932
Размер
30,6x43,7 см
Техника
бумага, акварель, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться