Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Анна Лепорская»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Псковитянка

Время создания
1934
Размер
60x48 см
Техника
Холст, масло
5
Открыть в приложении
#1
Лепорская А.А.
Псковитянка
#2
Картина «Псковитянка» представляет собой некую «сумму», обобщенный автопортрет Анны Лепорской как художницы. 

В композиции работы непосредственно видно влияние 2-го «крестьянского цикла» Казимира Малевича (а через это — и иконописи). В то же время, в трактовке лица модели просматривается влияние Петрова-Водкина, у которого Анна Лепорская также училась. Также и пейзаж за спиной героини, не то висящий на стене, не то просматривающийся в оконный проем несет в себе черты знаменитой «сферической перспективы» Петрова-Водкина. Псков же был первым местом, где Лепорская начала профессионально обучаться живописи в 1918 году. Таким образом, школа Малевича, Петрова-Водкина и Пскова составляют ту почву, из которой растет мастерство Лепорской, ее артистические корни.
#3
Голова и уложенные ровным полукругом волосы героини на картине «Псковитянка» сливаются со стеной и окном и образуют с ним единый пластический ансамбль — арку. Такого рода «взаимопроникновение» или «взаимоперетекание» архитектурных и живых форм характерно для сюрреализма и в целом в композиции просматривается нечто от холодных и отстраненных работ Де Кирико. Произведения сюрреалистов активно обсуждались в круге Малевича, а некоторые его ученики, в частности Лев Юдин, активно экспериментировали в этом жанре. В «Псковитянке» это влияние даже еще заметнее, картина проникнута жутковатым мистицизмом (или страхом Божьим?).
#4
Взгляд героини сложно интерпретировать, однако в целом лицо трактовано с иконописной строгостью.

Малевич указывал на связь своего «постсупрематического» крестьянского цикла с иконописью. В воспоминаниях он написал: «Я понял крестьян через икону» — и во многих произведениях этого цикла влияние представляется очевидным. 

Лик Псковитянки составляет с пейзажем единое целое, как и судьба крестьянства неразрывно связана с землей. Глазами героини на зрителя как будто смотрит сама земля. 

Если принять во внимание, что именно в эти годы разворачивается коллективизация, а незадолго до того раскулачивание — события, ставшие для многих крестьянских семей подлинной трагедией, то возникает соблазн прочесть картину как скрытое сообщение о трагедии народа, которая оказывается созвучной трагедии русского художественного авангарда, «искорененного» как чужеродный элемент, при чем именно вследствие того, что у него был потенциал для того, чтобы представлять «голос революции». 

Также и крестьянство, «мелкобуржуазный класс» в марксистской терминологии тех времен, оказалось лишено своей земли под громовые раскаты известного лозунга «земля — крестьянам». 

В этом смысле обращение к образу крестьянина (и тем более — к иконописи) в позднем творчестве Малевича и у художников его круга можно счесть даже некоторым фрондерством.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Псковитянка

Время создания
1934
Размер
60x48 см
Техника
Холст, масло
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%