Картина Петра Ивановича Петровичева «Весна», созданная в годы ученичества, открыла большое лирическое дарование будущего мастера. Тема пейзажа проста и камерна: мотив весеннего леса в полотне открывает особенную неброскую прелесть природы.
Первые годы учебы Петровичева в училище, куда его из Ростова-Ярославского привело страстное желание заниматься живописью, были не очень удачными: за плохую успеваемость ему даже грозили исключением. Он, сын крестьянина, полюбил рисовать еще в детстве. Как впоследствии вспоминал сам Петровичев,«даже во время написания диктанта в сельской школе я между строками какую-нибудь рожу нарисую».Судьбоносной для него стала встреча с художником Верещагиным¸ который не просто посоветовал ему учиться, но способствовал поступлению Петровичева в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Встреча Петровичева с его истинным учителем — Исааком Левитаном — произошла в 1898 году, когда тот возглавил в училище класс пейзажной живописи. Правда, учеба в мастерской Левитана была непродолжительной — всего два года. Левитан пристально наблюдал за Петровичевым, интересовался, как тот живет. Увидев, что Петровичев из-за нехватки денег пишет малярными красками, помогал ему с покупкой хороших красок, волновался за успехи своего ученика на московских и петербургских выставках.
Уже в самом начале творчества в душе молодого художника сложился собственный мир образов. Обычно Петровичев писал пейзажи долго, пока на холсте не появлялось, по его словам, «что-то живое, напоминающее реальность». Но и при длительной работе он сохранял всю свежесть первого впечатления. Художник любил писать земляными красками: сам искал и растирал естественные камешки, ему нравилось использовать для своих произведений удлиненные или квадратные форматы. Наиболее убеждающей формой произведения для него являлся натурный этюд. Но живописец рассматривал его не как «подсобный материал» к будущим композициям, а как обдуманную и завершенную в деталях картину. Много работая на натуре, Петровичев не ограничивался только натурными впечатлениями: механически не повторял этюд, но, дописывая его, привносил новые переживания, превращая его в картину. С первых шагов Петровичев заявляет о себе как о художнике-новаторе в технике живописного мастерства с особой, только ему свойственной красочной гаммой, становившейся одним из основных компонентов создания художественного образа. Главным в картинах Петровичева всегда остается показ природы в ее бытии, природы как таковой.