1 / 3
В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом
Время создания
1910 год
Размер
97,5x70,5 см
Техника
Холст, темпера
Коллекция
Выставка
11
Открыть в приложении#1
Петровичев П.И.
В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом
#3
#2
Пётр Петровичев написал картину «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» в 1910 году. На ней автор успел запечатлеть древние фрески церкви, украшавшие ее интерьер с XII века. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен, и только на картинах и фотографиях сохранилось его внутреннее убранство.
В центре композиции художник изобразил одну из стен храма с фресками. Куски старых росписей кое-где обвалились — и автор не стал этого скрывать, наоборот, светлыми мазками он подчеркнул пустоты на столбах. Мастер писал церковь в той половине дня, когда в окна попадали яркие солнечные лучи. Они ложились на оконные проёмы и оставляли диагональные полосы света. Это освещение он передал на картине.
В центре композиции художник изобразил одну из стен храма с фресками. Куски старых росписей кое-где обвалились — и автор не стал этого скрывать, наоборот, светлыми мазками он подчеркнул пустоты на столбах. Мастер писал церковь в той половине дня, когда в окна попадали яркие солнечные лучи. Они ложились на оконные проёмы и оставляли диагональные полосы света. Это освещение он передал на картине.
#4
О художнике
#5
Искусствоведы отмечали, что Пётр Петровичев всегда точно следовал натуре. Он отображал на своих картинах конкретные памятники ровно в том состоянии, в котором он их застал.
#6
«В произведениях Петровичева нет даже намека на стилизацию, полностью отсутствует стремление восстановить историю, дополнить интерьер своим представлением о давно ушедшей жизни»,
— говорилось в книге Владимира Руднева «Петр Иванович Петровичев. О жизни и творчестве художника».
#7
Исследователь древних церквей Николай Покровский описывал палитру самих росписей церкви так: «Краски довольно бледные; в средней части храма они более яркие и плотные, чем в алтаре». Художник в своей работе сумел передать эту приглушенность. На белом грунте он написал фоны фресок разными оттенками голубого, которые органично сочетались с коричневатым и охристым цветами фигур святых.
Писать подобные картины Петр Петровичев начал неслучайно — еще подростком он работал иконописцем-реставратором в Ростовском музее церковных древностей. Там его заметил Василий Верещагин и в 1892 году помог художнику поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первое время Петровичев ничем не выделялся среди других учеников, но со временем он отточил свое мастерство, и его учитель, Исаак Левитан, даже стал приводить его работы в пример другим подопечным.
Писать подобные картины Петр Петровичев начал неслучайно — еще подростком он работал иконописцем-реставратором в Ростовском музее церковных древностей. Там его заметил Василий Верещагин и в 1892 году помог художнику поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первое время Петровичев ничем не выделялся среди других учеников, но со временем он отточил свое мастерство, и его учитель, Исаак Левитан, даже стал приводить его работы в пример другим подопечным.
#8
«Вот смотрите, как надо писать, как это просто, непосредственно, — это сама природа. Вот что нужно в живописи!»,
— вспоминал Петровичев позже слова наставника.
#9
И хотя Петр Петровичев прежде всего прославился лирическими пейзажами, интерьеры старинных зданий он писал не реже. Его привлекала внутренняя отделка храмов и старых усадеб, а в любимых местах он создавал по несколько картин с разных ракурсов. Так он работал и в церкви Спаса-Нередицы. Помимо представленной работы, известны еще две картины интерьера, которые он написал на хорах церкви (так называются верхние открытые галереи или балконы внутри храмов). Важно, что Петровичев ни в пейзажах, ни в интерьерах не писал жанровых сцен. Природа и архитектура не были для него фоном, подчеркивающим какую-то другую основную идею: он писал натуру, церкви и усадьбы ради них самих.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом
Время создания
1910 год
Размер
97,5x70,5 см
Техника
Холст, темпера
Коллекция
Выставка
11
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться