Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XVIII — первой половины XX вв.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоявление. Оклад иконы

Время создания
1862–1975 годы
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
36,8x30,8 см
Техника
серебро; литье, канфарение, чеканка, золочение
0
Открыть в приложении
#2

Греки отправляли на Русь церковные, в том числе священные предметы: книги, кресты, частицы мощей, иконы, часто украшенные металлическими окладами. Русские мастера по этим образцам делали собственные изделия.

Оклад обычно закрывает основную часть поверхности иконы, оставляя открытым только так называемое личное письмо: лики, не покрытые одеяниями части рук и ног. Оклады могут сочетаться с иконами по-разному, это зависит от изначальных целей мастера или мастеров и владельцев образов.

Чаще всего иконы пишутся по всей поверхности деревянного полотна как самостоятельные законченные произведения. Но бывает, что со временем хозяин в знак почитания первообраза или в благодарность за помощь свыше украшает образ окладом. В таком случае металлическая накладка закрывает доличное письмо (то есть все, кроме «личного»), и зритель не может видеть изначально написанную икону. С другой стороны, так рождается новое произведение, комплекс, объединенный из двух памятников, в котором «доличное», как правило, передано рельефным металлом оклада.

Также иконы изначально писались под оклад — так называемые подокладницы. На них обязательно пишется только «личное», а закрываемое окладом «доличное» обозначается контурами, обобщенными цветовыми пятнами, или вообще отсутствует. Это изначально цельный памятник двух ремесел — иконописного и чеканного.

Представленное в экспозиции «личное» письмо Иисуса Христа и Иоанна Крестителя выполнено в живописной манере. Бог Сын стоит в Иордане, склонившись перед Иоанном.

Объемно-рельефное серебро оклада «Богоявления» изображает Святого Духа в виде голубя в навершии сцены, одеяния Христа и Иоанна Крестителя, поток Иордана, дерево приречных зарослей. Нимбы созданы в виде лучистых венчиков. Поля образованы цветочным декором, особенно пышным в углах. По нижнему серебряному полю нанесена надпись «Обр. (азъ) Богоявленiе Г (оспо)дне». Мы видим, как тщательно прочеканены листья декора, прожилки на каждом листе. Ствол дерева для придания ему матовой поверхности покрыт канфарением — множеством мелких чеканных точек. Красиво выделаны волокна ткани власяницы Иоанна Пророка.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоявление. Оклад иконы

Время создания
1862–1975 годы
Место создания
Российская империя, город Москва
Размер
36,8x30,8 см
Техника
серебро; литье, канфарение, чеканка, золочение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%