Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился 31 января 1872 года в деревне Крынки Могилёвской губернии Российской империи. Окончив киевскую художественную школу, Витольд поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у таких мастеров, как Коровин, Поленов и Прянишников. В то же время он познакомился с Исааком Ильичом Левитаном. Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника.
С 1897 года Бялыницкий-Бируля начал принимать участие в выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника можно увидеть в каталогах передвижных выставок. В 1904 году Витольда Каэтановича избрали членом Общества передвижных выставок, а через четыре года он удостоился звания академика живописи. Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую — в Барселоне.
Последующие годы его творчества тесно связаны с «Чайкой» — дачей, которую он построил в 1912 году в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Исаак Левитан. Озеро Удомля и его окрестности послужили неисчерпаемым источником мотивов для этюдов.
Весна — излюбленный мотив Витольда Каэтановича. В картине «Весна. Первая трава» художник обращается к самому «трудному» периоду весны, когда земля, освободившись от снежного покрова, предстает совсем обнаженной. Мастер создает поэтический образ природы, используя небогатую палитру серо-голубых оттенков. Он пишет почву, наполненную влагой, сумрачное небо, затянутое облаками, ряд тонких стволов деревьев, теснящихся у края картины, блики воды, дымку, окутывающую предметы. И только небольшие островки первой молодой зеленой травы рвутся к новой жизни. Увидеть и передать красоту в простом и непритязательном мотиве под силу только художнику, искренне влюбленному в жизнь.
В своем творчестве Бялыницкий-Бируля был верен традиции русского лирического пейзажа XIX века. Эту приверженность можно объяснить как природной склонностью художника, так и внешними обстоятельствами. Жизнь художника пришлась на один из самых драматичных периодов российской истории — конец XIX и первую половину XX века. По-разному воспринимали художники это время: одни активно откликались на происходившие события, другие обращались к непреходящим ценностям, в числе которых — любование красотой первозданной природы. Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля относился к художникам, выбравшим второе.