Братья Ткачевы — творческий тандем, в который входят живописцы Сергей Петрович (1922 г. р.) и Алексей Петрович (1925 г. р.) Ткачевы. Этот пример многолетнего содружества двух прекрасных художников — редкий феномен в истории живописи.
Ткачевы родились в многодетной крестьянской семье на Брянщине. Братья с детства были дружны, вместе посещали изокружок. Во время Великой Отечественной старший ушёл добровольцем на фронт, младший работал в эвакуации в Свердловске на моторном заводе. После войны оба поступили в Московский художественный институт имени Сурикова. Их преподавателями были Игорь Грабарь, Георгий Ряжский, Сергей Герасимов, которые не только формировали в молодых художниках интерес к наследию прошлого, но и старались поощрять их самостоятельность и стремление к творческому поиску.
Во время учёбы Ткачевы начали вырабатывать свой неповторимый художественный метод коллективной работы. На стадии предварительного эскиза каждый из братьев, как правило, работал самостоятельно. Затем выбирались наиболее удачные варианты с точки зрения обоих. Художники дополняли друг друга, привнося в произведения черты своей индивидуальности, особенности живописного темперамента и манеры письма. Сергей Петрович Ткачев — художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. Работы Алексея Петровича более камерные, лиричные, он осязаемо передает световоздушную среду, солнечные блики и тончайшие оттенки цвета. В совместно написанных картинах эти качества соединяются, представляя редкое мастерство в создании большеформатной картины с досконально проработанной внутренней драматургией и живым языком пленэрной живописи.
Братья начали свой творческий путь во время «оттепели». Они отличались от других художников-шестидесятников прежде всего преданностью крестьянской теме: в центре внимания была русская деревня. Их произведения стали своего рода летописью отечественной истории XX века. Герои картин — реальные люди: современники, родные, друзья, соседи. Сюжеты, изображаемые художниками, покоряют искренностью, простотой и поэтичностью.
В картине «Весна наступает» Ткачевы сумели выразить близкое им ощущение полноты жизни, искренней радости от простых моментов. Создав сочную, красочную живопись, неотъемлемыми чертами которой стали цветные тени и яркие рефлексы, они наполнили произведение ослепительным солнечным светом. Быстрыми и точными касаниями кисти — то отрывистыми, то, наоборот, протяженными — намечена контрастная сине-голубая линия расчищенной снежной дорожки, уводящей взгляд в глубину картины к силуэтам домов строящегося города, «наступающего» на размеренную жизнь деревни.
Композиционное мастерство авторов проявилось в том, что зритель, рассматривая картину, знакомится с деталями в определенной последовательности. Слева на переднем плане изображена стена дома, в распахнутой двери которой видна пожилая женщина, прикрывающая левой рукой глаза от солнца. В суховатом лице и жилистой, натруженной руке угадывается большая повесть трудно прожитой жизни. С надеждой и ожиданием героиня смотрит на улицу в яркий весенний день. Раскрывая в своих картинах тему русской деревни, Ткачевы акцентируют свое внимание на вечных нравственных началах жизни — доброте, участии, любви к людям. Носительницей этих качеств в их творчестве часто является русская женщина, труженица и мать.
На втором плане, под деревьями, видны две фигурки людей, проходящих мимо, а за деревьями — соседние дома и строящиеся многоэтажные корпуса со стрелой крана. Слева виден кусочек голубого неба с небольшими розовато-белыми облаками. Пейзаж у Ткачевых органично вписывается в жанровую картину. Своим эмоциональным строем он всегда связан с состоянием изображаемых в произведении людей. Радость бытия — в природе, в умении находить утешение в тихой повседневности, в чистом небе, в красоте и звучном дыхании весны.
Одно из основных достоинств живописи Ткачевых — простота и свобода, искренность в проявлении чувств и выражении вечных ценностей.