Представленный эскиз декорации к опере Римского-Корсакова Н.А. «Золотой петушок» был создан известным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным в 1928 году в Париже. Это был не первый раз, когда художник обратился к сказочному сюжету в своем творчестве.
Премьера оперы Римского-Корсакова, написанной в 1908 году по «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина (либретто В.И. Бельского), из-за цензурных запретов смогла состояться только в конце 1909 года на сцене театра Зимина, через год после смерти композитора. Однако переговоры с композитором театр начал сразу же по написании им музыки. Тогда же был выбран декоратор: именно в этот период Билибин выполнил рисунок обложки для издания оперной партитуры. Постановка театра Зимина стала одним из самых ярких театральных явлений своего времени. Успех оперы был ошеломляющим, а многочисленные рецензенты усмотрели в этом заслугу Билибина: художник ближе других подошел к истине, проникся замыслом автора.
Спустя два десятилетия, будучи во Франции, Билибин снова работает над декорациями к «Золотому петушку». Однако в этот период эмигрантской жизни, период наибольшего успеха и популярности, его не оставляют сомнения в правильности выбранного пути. Билибин не принимает французского гражданства и думает о возвращении на родину.
В работах этого периода художник ищет положительные идеалы в чертах русского национального характера. Его привлекают теперь не комические типы, а образы славных богатырей, добрых и умных правителей, сказочных кротких красавиц. Исчезли остроумные детали, на смену сатирическому изображению царей и бояр пришла идеализация русской патриархальности. Творчество Билибина этого периода питается искренней любовью ко всему русскому, к Родине, тоской по ней. При оформлении сказочных опер и балетов Билибин возвращается к приемам своего «Золотого петушка» — подчеркнуто плоскостной, стилизованной трактовке пейзажа и архитектуры. Но влияние лубка здесь частично вытеснялось влиянием иконописи, частично сливалось с последним. По сравнению с «Золотым петушком» 1909 года в новых работах больше красочности, эффектнее освещение: златоглавые белокаменные города на фоне ярко-голубого неба, сверкающие одежды и кокошники объединяются в праздничную световую симфонию.
Несомненно, билибинские приемы оказали влияние на последующих оформителей «Золотого петушка» и других сказочных спектаклей.