Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сказ об Иване Билибине»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане»

Время создания
1938 г.
Место создания
Франция
Техника
Бумага, акварель, графитный карандаш
3
Открыть в приложении
#1
Билибин И.Я.
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»
#6
В 1936 году художественным руководителем театра был назначен крупнейший дирижер нашей страны Арий Моисеевич Пазовский. Первой своей работой и выступлением он избрал имевшуюся тогда в репертуаре театра оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений.

Художественное состояние этого спектакля, шедшего в театре уже более двадцати лет и потерявшего свою свежесть и первоначальные эстетические качества, при просмотре не удовлетворило Пазовского. Было решено осуществить постановку этой оперы в новой по всем компонентам творческой трактовке, тем более что и пришедший в театр вместе с Пазовским выдающийся оперный режиссер Владимир Аполлонович Лосский, постановщик старой редакции спектакля, тоже предложил кардинально пересмотреть и изменить свой прежний постановочный замысел. Все эти намерения, естественно, поставили вопрос и о привлечении к решению этого спектакля нового художника. Но тут, в этом пункте, и возникло некоторое «но». Если старый спектакль расшатался и потерял свою начальную ценность, то все же имел в своем постановочном комплексе одно неоспоримое, непреходящего значения достоинство — это оформление знаменитого русского художника Константина Алексеевича Коровина. Декорации Коровина, Головина, Александра Бенуа, золотой фонд театрального искусства, глубоко почитались коллективом театра. В оперной труппе возникли волнения и даже протесты: «Отказываться от Коровина. .», «Сдавать Коровина в музей. . .» и т. п. Но можно ли было при принципиально новой музыкальной и сценической трактовке оперы воспользоваться декорациями Коровина, декорациями высокой талантливости, но все же созданными с позиций иного творческого заказа?
#7
Эскизы декораций Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»
#8
В сложившейся острой ситуации нужен был художник-соавтор, могущий своей стилистической концепцией, живописными качествами своего оформления авторитетно вступить в почетное творческое соревнование и полностью оправдать смелое решение новых руководителей постановки. Таким художником и стал Иван Яковлевич Билибин, только что вернувшийся в Ленинград после пребывания за пределами Родины.
Делая экспозицию своего спектакля, Владимир Аполлонович показал эскизы четырех первых картин Билибина к опере (сам художник был нездоров и на этом показе отсутствовал). Впечатляюще красочные, написанные с тонким ощущением музыки Римского-Корсакова и поэтической сказочности Пушкина, ярко выражающие драматургию, стилистически оригинальные эскизы эти вызвали громкие аплодисменты всех присутствующих. Были показаны также и эскизы некоторых костюмов к спектаклю, принадлежащие супруге Ивана Яковлевича — художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой очень понравившиеся и одобренные участниками постановки. Со всяким «но» в вопросе о художнике спектакля было покончено.
#9
Эскизы декораций Билибина к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане»
#10
Декорации Билибина к опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова напоминали «сказочные» иллюстрации и воспринимались, как увеличенные плоские эскизы, разделенные кулисами. Главный принцип построения декорации — симметричная композиция. Основным элементом, мастер выбрал шахматную клетку. Появление подобного орнамента не случайно. Возможно, художник стремился показать действие, представленное в опере, как хитро разыгранную шахматную партию.
Также среди особенностей автора называют обилие орнаментов, часто используются древнерусские узоры, украшающие даже самые мельчайшие части полотна. Эти украшения придают картинам художника некий национализм, так он выражает свою любовь к природе, родной стране, ее истории и культуре.
#2

Реставрация

#4
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» до реставрации
#5
Реставраторами центра было проведено удаление поверхностных загрязнений с изображения. Далее необходимой работой являлось закрепление красочного слоя. Также была проведена нейтрализация и удаление силикатного клея, а затем снятие бумажных наклеек. 
После промывки от желтизны и загрязнений, реставраторы произвели химическую обработку пятен и общую химическую обработку. Затем последовала окончательная промывка от химических реагентов. В завершении работ специалисты укрепили изломы и занялись склейкой и подклейкой разрывов. После восполнения утрат и проколов, была проведена пластификация. Затем дублирование, прессование, тонирование изображения и монтирование в бумажное паспарту. Так эскиз к декорации приобрел тот вид, который имеет сейчас. 
читать дальшескрыть

Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане»

Время создания
1938 г.
Место создания
Франция
Техника
Бумага, акварель, графитный карандаш
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Билибин И.Я. Коллекция работ

Эскиз декорации к балету «Роман мумии»
Эскиз декорации к балету «Роман мумии»
Ивангородский музей
Убитый
Убитый
Ивангородский музей
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина
Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма половчанина
Эскиз костюма половчанина
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма половецкого воина
Эскиз костюма половецкого воина
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Обложка отрывного русского календаря
Обложка отрывного русского календаря
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ивангородский музей
Осёл в 1/20 натуральной величины
Осёл в 1/20 натуральной величины
Ивангородский музей
Эскиз панно «‎Маркиза»
Эскиз панно «‎Маркиза»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Портрет Дуни
Портрет Дуни
Ивангородский музей
Обложка к «Хрестоматии»‎
Обложка к «Хрестоматии»‎
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декоративное панно «Персидский мотив»
Эскиз декоративное панно «Персидский мотив»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Сказка о Золотом петушке
Сказка о Золотом петушке
Ивангородский музей
Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды»
Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма к пьесе Скриба «Стакан воды»
Эскиз костюма к пьесе Скриба «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Дача Билибина в Батилимане
Дача Билибина в Батилимане
Ивангородский музей
Эскиз этикетки для египетских сигарет Matossian
Эскиз этикетки для египетских сигарет Matossian
Ивангородский музей
Портрет египетского мальчика
Портрет египетского мальчика
Ивангородский музей
Эскиз мужского костюма к пьесе «Стакан воды»
Эскиз мужского костюма к пьесе «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Иллюстрация к французской сказке
Иллюстрация к французской сказке
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%