Иван Билибин увлекался рисованием с детства, а параллельно с учебой в университете посещал уроки живописи. Прославился он как автор иллюстраций к русским сказкам, но, помимо этого, художник создавал театральные декорации, обложки для журналов и даже политические карикатуры.
Персона
Билибин Иван Яковлевич
Годы жизни: 1876—1942
#2
#3
«О солнце, о весне, о светлых мечтах»: первые художественные опыты
#4
Иван Билибин родился в пригороде Петербурга в 1876 году. Его отец возглавлял военно-морской госпиталь. Мать в юности занималась музыкой, но после рождения детей — старшего Ивана и младшего Александра — полностью посвятила себя семейным заботам.
Иван Билибин вспоминал:
Иван Билибин вспоминал:
#5
Я рос в интеллигентной семье с либеральным оттенком. С великим интересом ожидалась всегда передвижная выставка; что-то она даст в этом году? <…> Конечно, я заражался этим ожиданием от взрослых. <…> Все имена художников были нам хорошо известны, как деревья своего собственного сада.
#6
С раннего детства будущий художник начал рисовать и проводил за этим занятием все свободное время. Чаще всего он создавал пейзажи — например, «Сосновый бор» и «Домик в лесу».
В 12 лет Билибин поступил в Первую Петербургскую гимназию. Знания, особенно точные науки, давались ему легко. В старших классах будущий художник начал посещать уроки в рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Занимался он в классе Яна Ционглинского, о котором позже вспоминал:
В 12 лет Билибин поступил в Первую Петербургскую гимназию. Знания, особенно точные науки, давались ему легко. В старших классах будущий художник начал посещать уроки в рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Занимался он в классе Яна Ционглинского, о котором позже вспоминал:
#7
Это был прекрасный учитель… проповедовавший рыцарское преклонение перед Прекрасной Дамой — святым искусством.
#8
Однако отец Ивана Билибина не одобрял увлечение сына и настоял, чтобы после гимназии тот поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но и тогда Билибин не бросил живопись. В свободное от учебы время он сочинял сказки и создавал иллюстрации к ним, затем показывал свои работы друзьям. Знакомая художника Ольга Яфа писала:
#9
Иван Яковлевич показывал нам последние эскизы или читал новую сказку. В его сказках всегда говорилось о солнце, о весне, о светлых мечтах и о вдохновленных героях и все действующие лица носили необычайно красивые и фантастичные имена.
#10
Поездка за границу, выставка Васнецова и иллюстрации к сказкам
#11
Весной 1898 года Билибин уехал на каникулы в Мюнхен. Там он посещал частную художественную студию, часто бывал в музеях, изучал творчество художников эпохи Ренессанса.
За границей Иван Билибин провел все лето. По возвращении в Петербург он поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина и проводил там почти все время — даже пропускал лекции на юридическом факультете и появлялся только во время экзаменов. Об этом периоде художник вспоминал:
За границей Иван Билибин провел все лето. По возвращении в Петербург он поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина и проводил там почти все время — даже пропускал лекции на юридическом факультете и появлялся только во время экзаменов. Об этом периоде художник вспоминал:
#12
Как же я доволен этой зимою! <…> С утра до вечера занят своим любимым делом, даже среди ночи просыпаюсь и набрасываю темы для эскизов.
#13
Зимой того же 1898 года Иван Билибин побывал на выставке Виктора Васнецова. Одним из главных экспонатов оказалась картина «Богатыри», которую Васнецов завершил незадолго до этого. Полотно потрясло Билибина, он вспоминал: « Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа».
Вскоре после этого Билибин создал несколько акварельных иллюстраций по мотивам русских народных сказок — «Царевна-лягушка» и «Иван-царевич и Серый волк».
В 1900 году, после окончания университета, Иван Билибин поступил вольнослушателем в Академию художеств. Художника приняли в класс его учителя, Ильи Репина. В то же время Билибин начал работать с журналом «Мир искусства».
Вскоре после этого Билибин создал несколько акварельных иллюстраций по мотивам русских народных сказок — «Царевна-лягушка» и «Иван-царевич и Серый волк».
В 1900 году, после окончания университета, Иван Билибин поступил вольнослушателем в Академию художеств. Художника приняли в класс его учителя, Ильи Репина. В то же время Билибин начал работать с журналом «Мир искусства».
#14
«Первый профессионал книги»
#15
С 1901 года Билибин много путешествовал по России. В 1903-м он по поручению Русского музея отправился на Север — изучать архитектуру и искать новые экспонаты. Художник писал об этой поездке:
#16
И вот таким-то углом, где еще теплится, загасая, последняя искра древних русских укладов, и является наш Север. Для всякого русского исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это — его Рим.
#17
Под впечатлением от северной природы Иван Билибин создал рисунки к былине «Вольга». А в 1904 году вышла «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями художника. Одновременно Билибин выполнял и более мелкие заказы: рекламные афиши, плакаты, обложки журналов и книг. За обилие тонких четких линий в работах его прозвали «Иван — железная рука», а художник Николай Радлов называл Билибина «первым профессионалом книги».
#18
Театральный художник, эмигрант, преподаватель
#19
В 1907 году Билибину предложили оформить спектакль «Действо о Теофиле». После премьеры на художника обратил внимание знаменитый импресарио Сергей Дягилев и предложил ему сотрудничество с Русскими сезонами. Билибин создал для антрепризы Дягилева декорации к опере «Борис Годунов», после чего прославился как театральный художник.
Билибин поддержал революцию 1905 года. Он создавал в то время политические карикатуры для сатирических журналов. А вот революцию 1917-го художник принять не смог и в 1920 году уехал за границу. Там он продолжал иллюстрировать книги и журналы, создавал эскизы театральных костюмов и декораций.
На родину Билибин вернулся в 1936 году. В СССР он преподавал в Академии художеств. Когда началась война, художник отказался от эвакуации и остался в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года он умер от истощения. Погребли Билибина в братской могиле на ленинградском Смоленском кладбище.
Билибин поддержал революцию 1905 года. Он создавал в то время политические карикатуры для сатирических журналов. А вот революцию 1917-го художник принять не смог и в 1920 году уехал за границу. Там он продолжал иллюстрировать книги и журналы, создавал эскизы театральных костюмов и декораций.
На родину Билибин вернулся в 1936 году. В СССР он преподавал в Академии художеств. Когда началась война, художник отказался от эвакуации и остался в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года он умер от истощения. Погребли Билибина в братской могиле на ленинградском Смоленском кладбище.
#1
читать дальшескрыть