«Гора Каланых-Кая» — один из характерных примеров пейзажной работы Ивана Яковлевича Билибина. За годы работы у художника сложился определенный классически завершенный тип панорамной композиции. Как правило, его крымские пейзажи имеют конкретное географическое название и по ним можно найти изображенный уголок природы.
На пейзаже изображен хребет Каланых-Кая, который находится на северо-западе Байдарской долины (Крым) и занимает среди окрестных гор доминирующее положение. Его высота незначительная, всего 627 метров в верхней точке, но с вершины хребта Каланых открываются прекрасные виды на морские просторы и южный берег Крыма.
Погруженные в тень стволы деревьев на пейзаже образуют раму для открывающейся перспективы. На втором плане река, бегущая меж камней, или зеленая долина, за ними — цепь гор с очертаниями, теряющимися в дали. Над землей раскинулось голубое небо с белыми облаками, на фоне которого рисуется силуэт листвы земляничников или орехов переднего плана. Билибин пользуется смелым сопоставлением масштабов и масс предметов, контрастами сложного освещения и цвета — от оттенков фиолетового, почти черного в тенях, до красно-коричневого и песочно-оранжевого в играющих на камнях пятнах солнца.
Билибин не любил модных крымских курортов, его привлекала нетронутая дикая природа. В 1912 году Иван Яковлевич приобрел участок в Батилимане вместе с другими пайщиками кооперативного строительства дач. По жребию ему выпал участок с рыбацкой хижиной на самом берегу моря. Вместе с женой Рене О’Коннель художник превратил рыбацкую хижину в мастерскую, где писал морские этюды. По воспоминаниям современников, дом был грубой каменной кладки с черепичной кровлей, первоначально двухкомнатный, с выходившей на море открытой верандой на четырех деревянных столбах с деревянными капителями, в полной мере воплощавший крымские строительные традиции. Строение пришлось художнику по вкусу, Билибин не скрывал наслаждения от вида из окон, отмечая, что Батилиман обладает «грандиозной, героической красотой», а реконструкцию дома ограничил пристройкой мастерской, просторной комнаты с большим окном.
На пейзаже изображен хребет Каланых-Кая, который находится на северо-западе Байдарской долины (Крым) и занимает среди окрестных гор доминирующее положение. Его высота незначительная, всего 627 метров в верхней точке, но с вершины хребта Каланых открываются прекрасные виды на морские просторы и южный берег Крыма.
Погруженные в тень стволы деревьев на пейзаже образуют раму для открывающейся перспективы. На втором плане река, бегущая меж камней, или зеленая долина, за ними — цепь гор с очертаниями, теряющимися в дали. Над землей раскинулось голубое небо с белыми облаками, на фоне которого рисуется силуэт листвы земляничников или орехов переднего плана. Билибин пользуется смелым сопоставлением масштабов и масс предметов, контрастами сложного освещения и цвета — от оттенков фиолетового, почти черного в тенях, до красно-коричневого и песочно-оранжевого в играющих на камнях пятнах солнца.
Билибин не любил модных крымских курортов, его привлекала нетронутая дикая природа. В 1912 году Иван Яковлевич приобрел участок в Батилимане вместе с другими пайщиками кооперативного строительства дач. По жребию ему выпал участок с рыбацкой хижиной на самом берегу моря. Вместе с женой Рене О’Коннель художник превратил рыбацкую хижину в мастерскую, где писал морские этюды. По воспоминаниям современников, дом был грубой каменной кладки с черепичной кровлей, первоначально двухкомнатный, с выходившей на море открытой верандой на четырех деревянных столбах с деревянными капителями, в полной мере воплощавший крымские строительные традиции. Строение пришлось художнику по вкусу, Билибин не скрывал наслаждения от вида из окон, отмечая, что Батилиман обладает «грандиозной, героической красотой», а реконструкцию дома ограничил пристройкой мастерской, просторной комнаты с большим окном.