В постоянной экспозиции музея-усадьбы находится портрет гравера Ивана Николаевича Павлова, с которым Александр Герасимов был знаком. Этот портрет художник написал в Москве. Сохранились воспоминания Александра Михайловича о том, как этот портрет был создан. Художник жил тогда в мастерской скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова на Красной Пресне. Писал преимущественно портреты и в то же время рисовал плакаты.
Портрет гравера Павлова И.Н.
Время создания
1927
Место создания
Москва, СССР
Размер
62x49 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
63
Открыть в приложении#4
#6
Герасимов А.М. Групповой портрет старейших художников. 1944 год
#11
«В ту пору, — пишет Александр Михайлович, — я близко сошелся с гравером Иваном Николаевичем Павловым. Временами жил у него в уютном домике-теремке на Якиманке». Над портретом Ивана Павлова художник работал тщательно, сеансы растянулись, портрет долго не удавался, но окончательный вариант состоялся благодаря случаю. Александр Михайлович вспоминал: «Как-то отдыхая в перерыве между сеансами, Павлов взял в руки газету и стал рассматривать в лупу напечатанный там рисунок. — Сиди так! — закричал я. — Не шевелись! Скажи, где мне взять синей краски — она у меня вся вышла. Не имея других красок, мой „натурщик“ предложил воспользоваться литографской. Ничего не оставалось, как согласиться. Мешая литографскую синюю с масляными красками, главным образом с черной, переписал я и перекомпоновал портрет заново. Наконец-то Иван Павлов превратился в гравера, который рассматривает в лупу произведение рук своих».
В 1944 году Александр Михайлович изобразил Ивана Павлова в картине «Групповой портрет старейших советских художников», за которую был удостоен третьей Государственной премии.
В своей мемуарной книге «Жизнь русского гравера» Иван Николаевич делится впечатлениями о первой встрече с Александром Герасимовым: «Держался он просто, непринужденно, был человеком без претензий; в беседах его мы чувствовали острый, живой ум, народную сметку. Речь Александра Михайловича была образна и богата литературными сравнениями. Он наизусть сыпал целые страницы из Гоголя, Тургенева, Кольцова, Никитина. Его широкая русская натура, какой-то особенный, свой, яркий стиль разговора, чисто народный юмор невольно привлекали к себе. В натуре Герасимова я увидел запас глубоких жизненных наблюдений, связь с трудом и бытом народа, искреннюю и поэтическую любовь к природе Родины, внимание к человеку».
В 1944 году Александр Михайлович изобразил Ивана Павлова в картине «Групповой портрет старейших советских художников», за которую был удостоен третьей Государственной премии.
В своей мемуарной книге «Жизнь русского гравера» Иван Николаевич делится впечатлениями о первой встрече с Александром Герасимовым: «Держался он просто, непринужденно, был человеком без претензий; в беседах его мы чувствовали острый, живой ум, народную сметку. Речь Александра Михайловича была образна и богата литературными сравнениями. Он наизусть сыпал целые страницы из Гоголя, Тургенева, Кольцова, Никитина. Его широкая русская натура, какой-то особенный, свой, яркий стиль разговора, чисто народный юмор невольно привлекали к себе. В натуре Герасимова я увидел запас глубоких жизненных наблюдений, связь с трудом и бытом народа, искреннюю и поэтическую любовь к природе Родины, внимание к человеку».
#9
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет гравера Павлова И.Н.
Время создания
1927
Место создания
Москва, СССР
Размер
62x49 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
63
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться