Графический лист Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Микула Селянинович» 1918 года поступил в Псковский музей в 1921 году из Петроградского отделения Государственного музейного фонда.
К началу революционных событий в России Петров-Водкин был зрелым мастером. Он вошел в состав Петроградского совета по делам искусств. Был профессором в Академии художеств, которая была преобразована в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Там он разрабатывал собственную теорию живописи.
Частью плана монументальной пропаганды, который был сформирован советским правительством, стало создание праздничного украшения городских улиц и площадей к годовщинам советской власти. Четыре панно Петрова-Водкина — «Степан Разин», «Иванушка-дурачок и Жар-птица», «Василиса Премудрая» и «Микула Селянинович» — были установлены на Театральной площади в Петрограде в первую годовщину Октября, в 1918 году. Сами панно, которые были выполнены в больших масштабах, не сохранились.
Более половины композиции листа занимает пейзажный фон. Он построен в соответствии со сферической перспективой, то есть с особой системой построения образного пространства, которая была разработана Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным. Земля открывается перед зрителем не статично, а в динамике.
Высокая фигура богатыря Микулы Селяниновича на переднем плане чуть наклонена в сторону движения белой лошади и акцентирована алым пятном рубахи. Пашня напоминает деревенское лоскутное одеяло. На вершине лазурного холма стоят вооруженные всадники, в небе летают темные птицы.
«Русь предстала на праздничных панно Петрова-Водкина уже не нежными
образами материнства и женственности, но в своей мужской, мужицкой ипостаси —
богатырской силой, буйством характеров и способностью к авантюрному
единоборству с судьбой, несущему героям русских легенд и удачу, и гибель, и
славу. Как в эскизах панно, так и в еще большей степени в этюдах-портретах
персонажей передал художник свои переживания: и долю сомнения, и свою тревогу
за судьбы народа, бросившегося в пучину революции. В Микуле Селяниновиче —
сдержанность и напряжение, может быть, покорное ожидание грядущего, в чем-то
родственное всаднику на красном коне, в Стеньке Разине — открытый драматизм героя-авантюриста,
равно готового и к победе, и к гибели», — из статьи заведующей отделом графики
ХХ века Государственной Третьяковской галереи, Наталии Львовны Адаскиной.