«Желтое лицо» — один из ярких шедевров в творчестве выдающегося русского живописца-новатора Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939) и одно из лучших произведений в коллекции ЧГХМ.
Это выразительный женский портрет, лицо неизвестной героини которого изображено крупным планом, фронтально. Интересен данный портрет своей открытой, простой и одухотворенной монументальностью, которая безусловно черпает истоки в традициях православной монументальной живописи. Однако художник переносит монументальный масштаб изображения (а размер лица в портрете превышает реальность в несколько раз) в пространство станковой картины — на холст, сохраняя при этом выразительную локальность композиции, форм и пятен. Подражательность фрескам, а так же диалог с яркими мастерами современного искусства Матиссом, Гогеном, Сезанном проявились и в колорите картины: в локальной гармонии охристо-бронзового загорелого лица, обрамленного тёмными волосами и эффектно контрастирующего с голубым, белым, красным.
В историю русского искусства Петров-Водкин вошел как один из крупных представителей символизма, как большой новатор, находившийся в неустанном поиске гармоничного синтеза несоединимых на первый взгляд течений в искусстве — классического и современного, европейского Ренессанса и экзотического ориентализма, академического реализма и православной иконописи.
Женский портрет «Желтое лицо» был создан в 1921 году и представляет зрелый период в творчестве мастера, целенаправленно и довольно долго искавшего собственный живописный язык. В эти постреволюционные годы художник жил в Петрограде, много занимался педагогической деятельностью. Следует так же отметить, что портрет является одним из основных жанров в творчестве художника. В том же 1921 году принял участие в экспедиции Российской Академии истории материальной культуры в Самарканд. Здесь в его палитру вновь вернулись «солнечные краски», вспомнились более ранние «африканские» колористические поиски.
Еще при жизни автора портрет «Желтое лицо» многократно экспонировался на зарубежных выставках. Именно эта картина Петрова-Водкина значится в каталогах многих престижных выставок мира, это Международная выставка в Венеции (1928), Венский Сецессион, полотно так же экспонировали в Японии (1927) и США (1924).