Сын простого сапожника и ученик Валентина Серова, Кузьма Петров-Водкин соединял в своих работах приемы русской иконописи и новаторские авангардные методы. Даже ранние картины художника вызвали дискуссию среди живописцев и критиков. В советское время Петров-Водкин много преподавал, стал первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников и удостоился звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Персона Детство и первые уроки рисования
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Годы жизни: 1878—1939
#24
#25
Детство и первые уроки рисования
#26
Кузьма Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске недалеко от Саратова. Необычная двойная фамилия досталась ему от прадеда Петра Петрова по прозвищу Водкин. Отец будущего художника работал сапожником, а мать прислуживала в домах хвалынских купцов.
Родители отдали Петрова-Водкина в местное четырехклассное городское училище. В это время он начал рисовать, а еще — писать стихи. В 12 лет Кузьма Петров-Водкин познакомился с хвалынскими иконописцами и стал учиться у них изобразительным приемам. Он даже написал несколько икон для местных церквей.
В 1893 году Кузьма Петров-Водкин уехал в Самару — поступать в железнодорожное училище. На экзаменах он провалился. Зато попал в ученики к художнику Федору Бурову и проучился у него два года. Позднее Петров-Водкин вспоминал:
Родители отдали Петрова-Водкина в местное четырехклассное городское училище. В это время он начал рисовать, а еще — писать стихи. В 12 лет Кузьма Петров-Водкин познакомился с хвалынскими иконописцами и стал учиться у них изобразительным приемам. Он даже написал несколько икон для местных церквей.
В 1893 году Кузьма Петров-Водкин уехал в Самару — поступать в железнодорожное училище. На экзаменах он провалился. Зато попал в ученики к художнику Федору Бурову и проучился у него два года. Позднее Петров-Водкин вспоминал:
#27
До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний.
#28
Ученик Валентина Серова
#29
В 1895 году Федор Буров умер, и Кузьма Петров-Водкин не смог закончить обучение. Ему пришлось вернуться к родителям. В то же время Хвалынск посетил петербургский архитектор Роман Мельцер, и мать Петрова-Водкина показала ему рисунки сына. После этого Мельцер и хвалынская меценатка Юлия Казарина помогли начинающему художнику: они оплатили его учебу сначала в Центральном училище технического рисования Штиглица, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В Москве Петров-Водкин занимался в мастерской Валентина Серова. Художник позднее так описывал своего учителя:
В Москве Петров-Водкин занимался в мастерской Валентина Серова. Художник позднее так описывал своего учителя:
#30
Валентин Александрович был маленького роста, крепыш, с тесно связанными головой, шеей и плечами; как миниатюрный бык, двигал он этими сцеплениями. Смотрел исподлобья, шевелил усами. Он стал столпом училища и нашим любимцем. <…> Серов был немногоречив, но зато брошенная им фраза попадала и в бровь и в глаз работы и ученика.
#31
Во время учебы Петров-Водкин много подрабатывал, чтобы помогать семье и не зависеть от меценатов. Он расписывал церкви, лепил изразцы, давал частные уроки.
Несколько раз Кузьма Петров-Водкин бывал за границей. В Лондоне он работал на керамической фабрике «Дультон», в Мюнхене — занимался в художественной школе Антона Ажбе.
В 1904–1908 годах Петров-Водкин путешествовал по Франции и Италии. В Париже он познакомился со своей будущей женой Марией-Маргаритой Йованович. Вместе они прожили до самой смерти Петрова-Водкина. В браке родилась дочь Елена.
Несколько раз Кузьма Петров-Водкин бывал за границей. В Лондоне он работал на керамической фабрике «Дультон», в Мюнхене — занимался в художественной школе Антона Ажбе.
В 1904–1908 годах Петров-Водкин путешествовал по Франции и Италии. В Париже он познакомился со своей будущей женой Марией-Маргаритой Йованович. Вместе они прожили до самой смерти Петрова-Водкина. В браке родилась дочь Елена.
#32
Картины Кузьмы Петрова-Водкина
#33
В 1909 году Кузьма Петров-Водкин вернулся в Россию. Вскоре состоялась его первая выставка в редакции журнала «Аполлон». На ней художник показал работы, которые создал в Париже.
В следующем году Петров-Водкин написал картину «Сон». Работу он представил на выставке Союза русских художников. Картину много обсуждали в прессе, Илья Репин назвал художника «безграмотным рабом», а саму работу «безобразной». А вот Леон Бакст и Александр Бенуа похвалили «Сон» за рисунок и композицию.
В следующем году Петров-Водкин написал картину «Сон». Работу он представил на выставке Союза русских художников. Картину много обсуждали в прессе, Илья Репин назвал художника «безграмотным рабом», а саму работу «безобразной». А вот Леон Бакст и Александр Бенуа похвалили «Сон» за рисунок и композицию.
#1
К. С. Петров-Водкин
«Автопортрет» (1918)
#15
сон.jpg
005790016.jpg
«Сон» (1910), «Берег» (1908)
#34
Вскоре Петров-Водкин вступил в объединение «Мир искусства». В эти годы он работал в петербургских театрах, расписывал церкви, преподавал в художественной школе Елизаветы Званцевой.
В 1912 году Кузьма Петров-Водкин начал работать над картиной «Купание красного коня». В его произведениях этого периода — «Жаждущий воин», «Играющие мальчики», «Мать» — прослеживается влияние русских иконописных традиций. Первой мировой войне посвящены его картины «На линии огня», «Смотр Измайловскому полку перед отправлением на фронт».
«Купание красного коня» Петров-Водкин показал на выставке «Мира искусств». Критики хвалили картину. Свое мнение о художнике изменил даже Илья Репин, который одобрил новые работы Петрова-Водкина, а самого живописца назвал талантливым.
В 1912 году Кузьма Петров-Водкин начал работать над картиной «Купание красного коня». В его произведениях этого периода — «Жаждущий воин», «Играющие мальчики», «Мать» — прослеживается влияние русских иконописных традиций. Первой мировой войне посвящены его картины «На линии огня», «Смотр Измайловскому полку перед отправлением на фронт».
«Купание красного коня» Петров-Водкин показал на выставке «Мира искусств». Критики хвалили картину. Свое мнение о художнике изменил даже Илья Репин, который одобрил новые работы Петрова-Водкина, а самого живописца назвал талантливым.
#35
«Вместо работы по живописи — окаянное профессорство»
#36
После революции 1917 года Кузьма Петров-Водкин под руководством Максима Горького работал в петроградском Совете по делам искусств, занимался реорганизацией Академии художеств. Свои впечатления от революции Петров-Водкин выразил в картине «Петроградская Мадонна» («1918 год в Петрограде»). Вскоре художник стал профессором в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Там он проработал до 1932 года.
В это время художник мало занимался творчеством. Матери он писал:
В это время художник мало занимался творчеством. Матери он писал:
#37
Вообще положение художника отвратительное — вместо работы по живописи — окаянное профессорство. Сбыта и спроса никакого, а болтовни хоть отбавляй. Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь.
#38
В 1920-е Кузьма Петров-Водкин побывал в Узбекистане, где создал картину «Шахи-Заде» и несколько этюдов. А еще художник получил от Академии художеств командировку «с научной и художественной целью в Западную Европу». Год Петров-Водкин жил в Париже, его картины — «Портрет Ахматовой», «Портрет жены» — показывали в музеях Японии и США.
#17
Портрет А. А. Ахматовой 1922.jpg
Портрет Л. М. Эренбург. 1924.jpg
Портрет С. Н. Андрониковой. 1925.jpg
Портрет С. Д. Мстиславского. 1929.jpg
Портрет Андрея Белого. 1932.jpg
«Портрет А. А. Ахматовой» (1922), «Портрет Л. М. Эренбург» (1924), «Портрет С. Н. Андрониковой» (1925), «Портрет С. Д. Мстиславского» (1929), «Портрет Андрея Белого» (1932)
#39
К 10-летию Красной армии в 1928 году Петров-Водкин создал работу «Смерть комиссара». Картина написана с помощью собственных творческих приемов художника — «трехцветия» и «сферической перспективы». В своих работах Петров-Водкин использовал в основном красный, синий и желтый оттенки. А объекты он изображал так, что поверхность картины казалось шарообразной. В похожей технике выполнены и другие работы художника: «Полдень. Лето», «Натюрморт с письмами», «Девушка в красном платке», «За самоваром».
В последние годы здоровье Кузьмы Петрова-Водкина серьезно ухудшилось. Он почти перестал писать картины. Художник создал всего несколько портретов, а также работы «1919 год. Тревога», «Новоселье». В свободное время он писал мемуары — «Хлыновск. Моя повесть» и «Пространство Эвклида».
Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В последние годы здоровье Кузьмы Петрова-Водкина серьезно ухудшилось. Он почти перестал писать картины. Художник создал всего несколько портретов, а также работы «1919 год. Тревога», «Новоселье». В свободное время он писал мемуары — «Хлыновск. Моя повесть» и «Пространство Эвклида».
Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронили его на Литераторских мостках Волковского кладбища.
читать дальшескрыть