Жанр натюрморта имел для Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина особое значение, художник даже выделил ему отдельную главу в своем автобиографическом произведении «Пространство Эвклида». Там он дает интересное определение натюрморту как «острой беседе живописца с натурой». Основное требование к написанию натюрмортов автор обозначил так: «Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет». А зритель, смотрящий на картину, должен испытать удовольствие от новых интересных открытий в обычных предметах.
Художник всегда любил писать натюрморты, но особенно часто работал в этом жанре после революции, в 1918–1920 годах. Именно тогда он создал одни из самых знаменитых своих произведений: «Скрипка», «Розовый натюрморт», «Селедка».
Представленный «Натюрморт (Фрукты)» относится к позднему творчеству автора, Петров-Водкин написал его за 5 лет до своей смерти, в 1934-м. Лаконичный набор предметов на картине предстает как документальная летопись эпохи: книга, открытое письмо, несколько яблок. Петров-Водкин также включает в композицию стеклянный стакан, играя с полутонами и оптическими эффектами в отражении.
В 1927 году врачи поставили живописцу диагноз туберкулез и запретили дышать краской, но спустя несколько лет он все же вернулся к творчеству. В том же 1934 году автор создал одну из лучших своих работ — «1919 год. Тревога».
Крымский искусствовед Рудольф Подуфалый в статье, приуроченной к 50-летию Симферопольского художественного музея, описал оригинальность взгляда Кузьмы Сергеевича на мир предметов и законы, по которым написан «Натюрморт. Фрукты». В ней он определяет эту картину как «окошко в светлый, кристально чистый и ясный мир». При взгляде на картину сразу привлекает внимание острота, неожиданность композиции, каждый предмет будто не специально «позирует» перед живописцем, а расположен естественно, непринужденно.
Мягкое излучение света навевает ассоциации древнерусской живописью. Создает его не светотень, а сочетание ярких пятен, количество и насыщенность цвета, а также неповторимый фресковый стиль письма живописца. Самая оригинальная отличительная черта натюрморта — его колорит: скатерть — розовая, яблоки — желтые, блокнот — синий, а вместе они образуют знаменитую «трехцветку» Петрова-Водкина, которая прослеживается во многих его работах.
Представленный «Натюрморт (Фрукты)» относится к позднему творчеству автора, Петров-Водкин написал его за 5 лет до своей смерти, в 1934-м. Лаконичный набор предметов на картине предстает как документальная летопись эпохи: книга, открытое письмо, несколько яблок. Петров-Водкин также включает в композицию стеклянный стакан, играя с полутонами и оптическими эффектами в отражении.
В 1927 году врачи поставили живописцу диагноз туберкулез и запретили дышать краской, но спустя несколько лет он все же вернулся к творчеству. В том же 1934 году автор создал одну из лучших своих работ — «1919 год. Тревога».
Крымский искусствовед Рудольф Подуфалый в статье, приуроченной к 50-летию Симферопольского художественного музея, описал оригинальность взгляда Кузьмы Сергеевича на мир предметов и законы, по которым написан «Натюрморт. Фрукты». В ней он определяет эту картину как «окошко в светлый, кристально чистый и ясный мир». При взгляде на картину сразу привлекает внимание острота, неожиданность композиции, каждый предмет будто не специально «позирует» перед живописцем, а расположен естественно, непринужденно.
Мягкое излучение света навевает ассоциации древнерусской живописью. Создает его не светотень, а сочетание ярких пятен, количество и насыщенность цвета, а также неповторимый фресковый стиль письма живописца. Самая оригинальная отличительная черта натюрморта — его колорит: скатерть — розовая, яблоки — желтые, блокнот — синий, а вместе они образуют знаменитую «трехцветку» Петрова-Водкина, которая прослеживается во многих его работах.