В России Кузьма Петров-Водкин сразу занял особое положение. Его творчество объединяло в себе величественную монументальность классики и эмоциональность авангарда. Одаренный художник стал открытием, иконой, на него возлагали огромные надежды, он приобрел известность в обеих столицах. К этому времени полностью сформировался неповторимый стиль мастера.
Октябрьскую революцию и масштабные перемены в стране Петров-Водкин воспринял как долгожданное обновление. С 1919 года живописец входил в организованный Максимом Горьким совет литературно-художественного творческого союза «Дом искусств», стал одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации на основе альманаха «Скифы». Он создает программу живописного факультета Академии художеств, работает для театра, входит в состав экспедиции комитета при Народном комиссариате просвещения по делам музеев и охране памятников.
В 1924 году умирает первый руководитель Страны Советов Владимир Ильич Ленин. Кузьма Петров-Водкин никогда не рвался в ленинские летописцы. Но он попал в число немногих коллег, которых в 1924 году пригласили в Колонный зал Дома Союзов на церемонию прощания с Лениным, чтобы сделать зарисовки с покойного. Тогда им был сделан рисунок, воспроизведенный в журнале «Красная нива» (1924, № 6), вслед за тем — картина «В.И. Ленин в гробу» и автолитография «Владимир Ильич Ленин (Ульянов) в Колонном зале Дома Союзов в Москве в дни 24–27 янв.1924 г». Суховатые и строго документальные по самому своему замыслу нетипичные для своего авторского стиля: основную часть полотна занимает большая голова Ленина, изображенная в несколько необычном ракурсе, как бы немного сбоку и снизу.