Работа русского художника Ю. Клевера «Пейзаж (Зима)» находится в Личном кабинете И.А. Милютина. Полотно было приобретено музеем в 1959 году у местной жительницы Барановой М.Г.
Юлий Юльевич Клевер (1850–1924) родился в эстонском Тарту, который в то время именовался Дерптом. Отец его был химиком, преподавал в университете. Увлечение мальчика живописью в семье приняли благосклонно, но в Академию художеств отправили на архитектурное отделение, сочтя его более перспективным. Впрочем, через год юноша перевелся в класс живописи. Учился успешно, но Императорскую Академию вскоре оставил по собственному желанию. Клевер решает покорить Императорское общество поощрения художеств. Уже в следующем году его картину приобрел Павел Строганов, влиятельный член сообщества. Еще через год Клевер оказался удостоен внимания великой княгини Марии Николаевны, возглавлявшей Академию художеств.
Писал Юлий Юльевич в основном пейзажи, с особой «клеверовской» интонацией. «Особая интонация» — это природа прибалтийского края, зима или осень, солнечный свет, чаще всего закатный. Клевера любили, ценили, восхищались. Выставки его проходили по всей России и во многих странах Европы. Члены царской фамилии и коллекционер Павел Третьяков считали необходимым иметь его работы в своих коллекциях.
Художник зарабатывал легко и много (в среднем 25 тысяч в год, что было весьма существенной суммой), тратил — тоже легко. Он был тем, что называют «человек широкой души». Способностей к накоплению и преумножению богатств за ним не водилось. Когда деньги заканчивались (а заканчивались они часто), ему проще было написать и продать новую картину, чем экономить. Юлий Клевер отличался беспечностью, жизнерадостностью и легким характером. Многие его ученики с благодарностью вспоминали, что Клевер мог скупить у ученика все имевшиеся на тот момент эскизы — чтобы просто помочь прочно осевшему на мели студенту, не ставя того в неловкое положение.
Юлий Юльевич Клевер был настоящим мастером по части создания живописного пространства смыслов. Творцом прекрасных пейзажей, чей тайный смысл выходит за пределы обычного изображения красоты природы. Каждая из его картин — приглашение зрителя к диалогу с их создателем.
Полотно «Пейзаж (Зима)» — прекрасное тому подтверждение. Старое дерево, что располагается на переднем плане картины — основа композиции. Его неспокойные, нервные очертания встречают наш взгляд на пути к любому другому объекту на полотне. Еще одно дерево — его же проекция, добавляющая пейзажу эмоциональности. Дом — важнейший символ, он призван подчеркнуть тему одиночества. Но струйка дыма, поднимающаяся из его трубы, говорит нам о том, что дом полон живого тепла и готов согреть свою хозяйку, собирающую хворост на переднем плане полотна. Солнце всё ещё ярко, но его тепла уже недостаточно, чтобы хоть чуть-чуть согреть этот заснеженный простор. Еще немного и всю картину окутает мрак. Полотно заставляет задуматься о вечной теме жизненного пути человека, о его конечной предопределённости. Ведь закат солнца неизбежен, и спустя несколько мгновений в полной темноте и безмолвии останутся на переднем плане только вмёрзшая в лёд лодка, да тёмная от холода вода реки.